Яков Протазанов. Жизнь в кино
Борец за идейно-тематическое содержание искусства, один из крупнейших мастеров советского немого кино, и просто талантливый режиссёр-Яков Протазанов.
4 февраля 1881 года, такой долгожданный, и уже четвёртый по счёту ребёнок, родился маленький Яков. Мать, Елизавета, была коренной москвичкой, и прекрасно владела французским языком. Одной из страстей матери режиссёра был театр. Она не только сама его любила, но прививала это качество своим детям. Отец, Александр приехал в Москву из Киева, долгие годы служил в фирме братьев Шибаевых.
Семья Протазановых не бедствовала и Яков, после окончания коммерческого училища в 1900 году, собирается поступить в Петербургский политехнический институт. К несчастью, именно в этот период времени семья разорилась. Рукой помощи для семьи стало небольшое наследство тёти,которая жила в Киеве. Именно на эти деньги Яков и путешествовал за границей, где параллельно занимался и самообразованием.
После возвращения в Москву, побывав в различных профессиональных амплуа, в 1907 году жизнь будущего режиссёра привела его в московскую кинофирму «Глория», где он был всего лишь переводчиком. Помимо переводов, Протазанов пробует себя не только в роли актёра, но и пишет сценарии. Одним из первых его сценариев, за который было получено двадцать пять рублей, был «Бахчисарайский фонтан».
Первый дебют Протазанова как режиссёра был с фильмом «Песнь каторжанина» в 1911 году. Не менее интереснейшим было написание самого сценария. В одном из киевских ресторанчиков, где актёры отдыхали после съёмок, Владимир Шатерников так эмоционально исполнил «Песнь каторжанина», что Протазанов, не раздумывая написал сценарий, который после, был куплен студией. Постановка картины была поручена самому автору. В период с 1912-1913 годы Протазановым было поставлено два биографических фильма –скандальная картина «Уход великого старца» о Льве Толстом, и «Как хороши, как свежи были розы…» о Тургеневе. После возрождения на экранах картины «Война и мир» Л.Толстого, совместно с В.Р. Гардиным в 1915 году, Протазанов переходит в кинофирму Ермольева.
Глядя на труды Якова Александровича, ему мог бы позавидовать любой режиссёр нашего времени. Работа была каторжной, руководители требовали не менее одной картины в месяц. Только за один 1916 год Протазановым было поставлено 15 картин!
О таланте и мастерстве режиссёра говорит не только его высокая продуктивность, но и связь с русской литературой и театром. Именно экранизация литературных произведений занимала важную роль в творчестве Протазанова. Об этом свидетельствуют картины «Пиковая дама» (по А. Пушкину) и «Отец Сергий» (по Л. Толстому). С сильной стороны Протазанов показывал себя, работая с актёрами. Он один из первых, кто начал устраивать застольные репетиционные периоды. Помогал актёрам психологически почувствовать своих героев, пережить чувства и вжиться в роль.
В 1920 году Яков вновь отправляется за границу. С постоянными актёрами Мозжухиным и Лысенко он снимает шесть фильмов в Париже и Берлине. За это время режиссёр обжился, появились новые связи и знакомые, о возвращении не могло быть и речи. Однако Яков Александрович всё же возвращается в Москву, и уже осенью 1923 года и снимает фильм «Аэлита» А. Толстого.
После столь серьёзной работы над фильмом "Его призыв" о Ленине, следующим жанром в творчестве стала комедия. Известная картина «Закройщик из Торжка». В этой картине сочетались между собой лукавость и сатиричность. После комедий последовали уже современные, и политически точные темы. Картина под названием «Сорок первый» была снята в 1927 году по рассказу Б.Лавренёва. Съёмки фильма проходили в Прикаспийских пустынях. Последняя сцена должна была сниматься в море, однако начался шторм, и вода была холодной. Протазанов не растерялся. Тщательно отрепетировав с актёрами сцену на берегу, он, вместе с ними входил в холодную воду.
«Марионетки» -одна из звуковых работ Протазанова. Комедия, в которой присутствовали тонкий и изящный юмор. «Насреддин в Бухаре» -последняя работа режиссёра. 8 августа 1945 года Протазанов, до последней минуты своей жизни работал над сценарием «Волки и овцы».
Уже пожилой, но всё ещё красавец с юношеской фигурой никогда не расставался со своей дирижёрской палочкой. Фильмы Якова Александровича были любимы публикой. Пусть подвергались порой жёсткой, порой приятной критике. Он умел найти подход к каждому актёру и помочь ему вжиться в роль.
Алёна Орленко
|
Рекомендуем |