Коко Шанель. Женщина – легенда
Коко Шанель (франц. Coco Chanel, настоящее имя Габриель Бонёр Шанель; 19 августа 1883 – 10 января 1971)
Первая половина жизни иконы стиля была далека от мира высокой моды. Габриель Шанель родилась в городке Сомюр в центре Франции 19 августа 1883. Её семья жила очень скромно, а после смерти матери её отец, который работал коробейником, отправил маленькую Габриель в приют, где она прожила с 1885 по 1900 год. Шить Шанель научили монахини, которые воспитывали её до 1902 года, впоследствии это позволило ей поступить на работу в магазин чулочно-носочных изделий Au Sans Pareil в Милане.
Одна из самых важных персон в истории моды в юности мечтала стать певицей и работала в кабаре Viсhy и Moulins, где и получила прозвище Коко. Там же она познакомилась с Этьеном Бальзаном, с которым у неё закрутился бурный роман. Позже влиятельный аристократ Артур Бой помог открыть Шанель её собственное дело. Он стал её первой и настоящей любовью. К сожалению, её возлюбленный погиб в автокатастрофе. На протяжении всей жизни у Коко было много ярких, порой даже спорных романов, но замуж она так и не вышла.
О любви:
«За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась».
«Я не испытываю ни к кому теплых чувств. Я либо люблю, либо – нет».
«Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи».
«Лучший модный аксессуар женщины – красивый мужчина!»
«Самое лучшее в любви — это заниматься ею».
Она всегда стеснялась своего происхождения и пыталась его скрывать, каждый раз выдумывая всё новые и новые истории о тетках, в домах которых она проводила детство.
Однажды, сидя за столом в приюте, она поклялась, что станет великой, переборов бедность и обездоленность. В этом ей всю жизнь помогала унаследованная от предков, крестьян-горцев из Южной Франции, стойкость и непреклонность перед трудностями. Она всегда верила в лучшее и стремилась к совершенству.
О жизни:
«Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали».
«Если ты родился без крыльев, не мешай им расти».
«Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».
«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать».
«Пища должна быть простой. Спать хорошо семь-восемь часов, если столько хочется, спать при открытых окнах. Вставать рано, работать сурово, очень сурово. Это не повредит никому, потому что это создаст бодрость духа, а дух в свою очередь, позаботится об участи тела. Не сидеть допоздна. В конце концов, что такого уж ценного в светской жизни, чтобы вы пренебрегли подушкой для того, чтобы бодрствовать до раннего утра!»
Самый знаменитый бутик Шанель Rue Cambon стал её первым магазином. Он был открыт в 1910 году и специализировался исключительно на продаже шляпок. Позже, количество магазинов увеличилось, и бутики Шанель появились уже в Дэвилле и Биаритце. Производство расширялось и к шляпкам прибавилась ещё и одежда. Первый созданный ею наряд - это платье, переделанное из старого свитера. Оно очень заинтересовало модниц, а Шанель в свою очередь, предлагала его повторить для них. Будучи признанной, Коко в интервью скажет: “Мое состояние основано на старом свитере, который я надела, потому что в Дэвилле было холодно”.
В 1920-х годах бизнес Шанель стремительно развивался. В попытках выделить марку она запускает производство духов «Chanel №5», которые становятся культовыми и узнаваемыми во всём мире. В то время он стал настоящей роскошью, которую женщина могла себе позволить ежедневно. Этот аромат стал любимым для самых известных женщин столетия. Жаклин Кеннеди всегда хранила его в сумочке, а главная соперница Джеки - Мерлин Монро на вопрос журналиста "Что вы надеваете на ночь, когда ложитесь в постель?", ответила: "Капельку духов Chanel No.5». Высказывание Монро произвело много шума.
За несколько дней было продано несколько миллионов флаконов духов. Создав Chanel № 5 Коко Шанель обрела финансовую независимость на всю жизнь. Этот аромат и сейчас находится в списке самых продаваемых в мире. А дизайн плоского хрустального флакона не меняется и по сей день. Коко очень часто говорила, что женщина, которая не пользуется духами, не имеет будущего.
О духах:
«Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла».
«Духи - это та же одежда».
«Женщины, которые не пользуются духами – это очень самоуверенные женщины, ибо шлейф правильно подобранных духов, который тянется за прекрасной дамой, всегда сопутствует образу, создаваемому ею, играя в создании этого образа совсем не последнюю, а иногда даже первую роль».
«Духи следует наносить туда, куда вы хотите, чтобы мужчина вас поцеловал».
«Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк».
В 1925 году в продаже появляются знаменитые костюмы классического кроя, состоящие из жакета и юбки. На создание этого костюма её вдохновили отношения с герцогом Вестминстерским. Она решила создать коллекцию в духе английского стиля из недорогой ткани. Дизайнер тогда взяла за основу твид, который в то время использовался исключительно в мужской одежде.
Шанель - это признанный революционер в моде. Она очень ценила удобство и комфорт. Создавая свои коллекции, часто заимствовала детали и элементы мужского гардероба. Именно так началась история легендарного твидового костюма…
Однако, приглашённые на презентацию первой модели в салон в доме № 31 по Рю Камбон в Париже журналисты творение не оценили и посчитали его провальным. Но первое впечатление всегда обманчиво.
Эпоха Шанель изменила представления о женском гардеробе, благодаря ей женщины отказались от пышных и неудобных юбок, а корсеты, сковывавшие движения, и вовсе были забыты.
Ещё одним прорывом в модной индустрии начала двадцатого века стало маленькое чёрное платье. Этим примером Коко доказала, что чёрный цвет — это не только признак траура, как было принято считать, но и особой элегантности. Кстати, Шанель никогда не создавала эскизов и собирала готовые детали моделей сразу на манекенщицах при помощи булавок, и докраивала уже по фигуре. Она очень любила своих манекенщиц. "Манекенщицы подобны часам, - говорила Коко, - часы показывают время. Манекенщица должна показать платье, которое на нее надевают. Они красивы, поэтому и могут заниматься этим ремеслом; но если бы они были умны, то уже не занимались бы им".
О моде:
«Шанель – это не мода, Шанель – это стиль».
«Не люблю длинных пиджаков – при разговоре с мужчиной я не вижу, как он ко мне относится».
«Сегодня у тебя, возможно, будет встреча с судьбой, и ты должна быть великолепно одета».
«Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть».
«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм».
Развивалась и светская жизнь модельера. Она была дружна с Пабло Пикассо и Жаном Кокто, а с русским композитором Игорем Стравинским их связывали любовные отношения. Добрые дружеские связи в актёрской среде помогли ей начать сотрудничество с Ballets Russes, для которых она создавала костюмы. Шанель помогала русским танцовщикам.
Однажды она выписала чек Дягилеву на необходимую сумму. Говорят, Дягилев боялся Коко Шанель, потому что никогда не встречал человека, который раздаёт деньги и ничего не требует взамен. Но он не знал одного, что когда-то платили за нее, а всё это она делала затем, чтобы забыть, что за неё платили.
В 1925 году у Шанель возникает роман с герцогом Вестминстерским, который длится десятилетие, но на предложение руки и сердца неповторимая Коко отвечает отказом и заявляет: «Герцогинь Вестминстера было несколько, а Шанель - одна!»
1930-е годы стали для Шанель одним из самых тяжёлых. Экономический кризис очень сильно отразился на её деятельности, а в начале Второй Мировой Войны и вовсе пришлось распустить сотрудников и закрыть магазины. Шанель говорила: «Война не время для моды».
В оккупированной Франции Коко заводит роман с немецким офицером Гансом Гунтером фон Динклаге, который выдаёт ей специальное разрешение на проживание в отеле Ritz. Когда война закончилась многие осуждали её за эту связь, а некоторые и вовсе считали предательницей родины. Всё это оказывало на Шанель сильное давление и ей пришлось уехать в Швейцарию, где она провела несколько лет. После она какое-то время жила в своём загородном доме в Рокебрюн.
В мир моды Коко Шанель вернулась, когда ей было уже 70 лет и вновь, несмотря на скептическое отношение критиков, завоевала сердца миллионов.
О работе:
«Не забывайте, что если даже вы окажетесь на самом дне горя, если у вас не останется вообще ничего, ни одной живой души вокруг – у вас всегда есть дверь, в которую вы можете постучаться… Это – работа!»
«Не тратьте время, стуча по стене и надеясь, что она превратиться в дверь».
«Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается».
«У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает».
«Так вот что такое слава: одиночество».
Она умерла 10 января 1971 года в отеле Ritz. Попрощаться и проводить в последний путь «икону стиля» в церковь Мадлен пришли сотни людей, большинство из них были одеты в костюмы, созданные ею и ставшие легендой.
Катерина Гольцман
|
Рекомендуем |