Выставка Гёте-Института «ГРАНИЦА»
Где кончается Европа и где начинается Азия? На что влияют границы и кто их проводит? Вот основные вопросы нового выставочного проекта Гёте-Института «Граница», который создан в сотрудничестве с партнерами из Восточной Европы, Германии и Центральной Азии и рассчитан на несколько лет. Участники выставки – молодые художники из 16-ти городов 11-ти стран Европы и Азии. 31 января 2017 года выставка открывается в Москве. Затем отправится в Санкт-Петербург, Красноярск, Киев, Тбилиси, Минск и Дортмунд, а в 2018 году продолжит свое путешествие в Центральной Азии.
Проект «Граница» исследует и анализирует границы и их возникновение в самых разных формах: как территориальные обособления или, наоборот, присоединения, как культурные, личные или социальные барьеры, как инструмент, отделяющий «нас» от «других» или, собственно, порождающий эту дихотомию. Слово «граница» здесь следует понимать как метафору, как условный образ, являющийся предметом договоренности и подверженный изменениям — остроактуальная тема для России и бывших советских республик, равно как и для Германии и Европы. «Красной линией» при этом служит географическая и культурная граница между Европой и Азией. Проект рассматривает эти темы с позиций художественного творчества, из культурного измерения. Астрид Веге, руководитель отдела культурных программ Гёте-Института в Москве: «Наша цель — способствовать самому разностороннему исследованию процессов, мотивов и причин возникновения границ».
В фокусе проекта — молодое поколение художников, которые начиная с 2017 года будут представлять свое понимание темы, свои размышления о ней на передвижной выставке в Восточной Европе, России, Центральной Азии и Германии. Анастасия Живкова в своей серии фотографий «Пределы Гилеи» рассматривает три природных «кордона» на юге своей родины, чтобы максимально наглядно объяснить зрителю абстрактное понятие «границы». Группа «Куда бегут собаки» (основана в 2000 году в Екатеринбурге) обращается к теме границы во времени. След прививки от оспы – это физическая отметина каждого, выросшего с СССР. Младшее поколение «с гладкими руками» живет как бы по другую сторону границы, словно иной биологический вид.
Электромеханический театр «Фобия иного» покажет, как наносились эти отличительные знаки. Ольга Житлина вместе с группой художников и трудовых мигрантов из разных стран постсоветского пространства ищет общие для всех культурные черты. В своей работе «Насреддин в России» (2014) она исследует связующую, не знающую границ силу юмора. Может ли смех хотя бы на время заставить людей забыть о том, что их разделяет? Защитит ли юмор от расовых предрассудков? Понятие свободы играет главную роль и в другой работе — «Все границы внутри нас» Вирона Эрола Верта. Работа представляет собой платок, с каждой стороны которого напечатана женская прическа. При надевании платка женщина «примеряет» одну из них, хотя ее голова остается покрытой. Так предлагается решить вопрос о необходимости носить платок мусульманкам (или не мусульманкам в мусульманских странах). Инсталляция «Сто пиал» Кати Исаевой является своего рода культурологическим исследованием на основе одного предмета материальной культуры. Поездка в Среднюю Азию была в советское время одной из немногих возможностей познакомиться с другой культурой — люди охотно привозили домой пиалы как диковинный сувенир. За каждым предметом стоит своя история, но вместе они составляют иносказательное повествование о взаимопроникновении культур. «Полевое» культурологическое исследование лежит в основе работы «Девятнадцать в день» Таус Махачевой. За один день она и свадебный фотограф Шамиль Гаджидадаев без приглашения посетили 19 случайно выбранных свадеб в Махачкале. Художница поздравляла новобрачных, танцевала, ела и делала стереотипные снимки, руководствуясь профессиональным опытом своего помощника.
По всему маршруту выставки будут проводиться дополняющие ее мероприятия, на которых выступят местные специалисты и эксперты из Германии. Кураторы выставки — Инке Арнс, директор общественной организации по продвижению и поддержке медиаискусства HMKV в Дортмунде и Тибо де Ройтер, куратор и художественный критик из Берлина.
В выставке участвуют: Умида Ахмедова и Олег Карпов (Ташкент, Узбекистан), Алиса Бергер (Кёльн, Германия), Вирон Эрол Верт (Берлин, Германия), Айтегин Джумалиев (Бишкек, Кыргызстан), Наталья Дю (Алматы, Казахстан), Сауле Дюсенбина (Алматы, Казахстан), Анастасия Живкова (Киев, Украина), Ольга Житлина (Санкт-Петербург, Россия), Катя Исаева (Москва, Россия), Антон Карманов (Новосибирск, Россия), Алина Копица (Киев, Украина), «Куда бегут собаки» (Екатеринбург, Россия), Гайша Маданова (Алматы, Казахстан / Мюнхен, Германия), Таус Махачева (Москва, Россия), Элеонор де Монтескью (Берлин, Германия), Станислав Муха (Берлин, Германия), Гамлет Овсепян (Ашнак, Армения), Марат Райымкулов (Бишкек, Кыргызстан), Алла и Алексей Румянцевы (Душанбе, Таджикистан), «Хинкали Джус» (Грузия), Александр Угай (Алматы, Казахстан), Фархад Фарзалиев (Баку, Азербайджан), Сергей Шабохин (Минск, Беларусь).
Торжественное открытие выставки: 31 января 2017 года в 19:00
Даты проведения выставки в Москве: 1–26 февраля 2017 года Партнер: Московский музей современного искусства (ММОМА) Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели, ул. Пречистенка, 19, Москва
«Граница» — выставочный проект Гёте-Института, который будет показан в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Киеве, Тбилиси, Минске, Дортмунде, а также в Центральной Азии. Кураторы проекта — Инке Арнс и Тибо де Ройтер. При дружеской поддержке Министерства иностранных дел Германии. https://www.goethe.de/moskau
|
Рекомендуем |