Партнеры Живи добром

“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре



Как известно, искусство во всех его проявлениях является, в какой-то мере, отражением эпохи, а значит и событий, которые происходили. Можно только предположить, что в корне неверным является изучение архитектуры, в нашем случае, без понимания исторической обстановки. Как уже говорилось ранее, не стоит упускать из вида историю, ведь разобравшись в ней, можно понять и предпосылки изменений в архитектуре. В сегодняшней статье речь пойдёт о советском времени, богатом на события. 


Старая Москва изменялась год за годом и в этом изменении даже приобрела специфичную особенность, - кольцевую манеру. Москва послереволюционная, но еще довоенная, явила рождение новой формы в искусстве и архитектуре. Застройка Столицы осуществлялась несколькими архитекторами и надо сказать, что то были архитекторы разных направлений и подчас разных мировоззрений. Одни были новаторами и стремились создать что-то совершенно иное, другие же были приверженцами классических закономерностей в архитектуре и были настроены продолжать их. 


Москва


Зарождение советской архитектуры пришлось на 20-е годы XX века. Великая Октябрьская революция открыла новые перспективы перед архитектурой и градостроительством. Конечно такие события понесли за собой последствия в виде изменения облика Москвы. До революции Октября существовал неоклассический способ проектирования, которые подразумевал под собой заимствование ордерных форм, их новое прочтение в контексте того времени. Однако после, ситуация разительным образом стала меняться, хотя неоклассические тенденции продолжали прослеживаться в архитектурных постройках. 


Стоит отметить, что архитекторы, придерживающиеся классических закономерностей, различались между собой, но имели кое-что общее и очень важное – все они тяготели к традициям античности. Одним из знатоков классического наследия был Иван Владиславович Жолтовский, который уделял особое внимание изучению архитектурных исторических эпох. Как известно, такой метод позволяет развивать художественный вкус и обогащает творческое воображение. Используя имеющиеся знания, архитектор применил архитектурную тему большого ордера, проектируя жилой дом на Моховой улице, выделив центр композиции и обратившись к малому ордеру в боковых крыльях здания. 


Жилой дом на Моховой. Архитектор И. Жолтовский, 1934 г.


Но неоклассика не была одним и лидирующим направлением. Конечно существовал ряд предпосылок к становлению новой архитектуры, одной из которых был переход власти в руки народа. Под влиянием внешней среды и настроений того времени изменялось и искусство. Образовалось авангардное движение, которое отрицало прежние эстетические стереотипы, традиционные средства архитектуры, систему ордера и классические формы. Результатом архитектурных поисков стал конструктивизм, призванный быть практичным и выражать дух того времени. Отвергая принципы, существовавшие до, архитекторы искали новые приемы, среди которых были и нетрадиционные формы, и отсутствие декора, и обилие стекла, позволявшее снабжать интерьер светом и придавать визуальной лёгкости. 


Ярким примером авангардной архитектуры можно назвать Дом культуры имени И.В. Русакова, расположенный на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская. Этот клуб является творением архитектора Константина Степановича Мельникова, одного из лидеров направления авангарда, и был построен в 1927 – 1929 годах. Удачно скомпонованный общий объем, получивший вид шестерёнки, демонстрирует умелую работу мастера. Стоит отметить, что такая форма имела особый смысл, ведь в трех консольных выступах второго этажа были размещены трибуны амфитеатра, а первые этажи были оставлены для служебных помещений. 


Стромынка, 6


Архитектура довоенной Москвы представляет собой результат сложного взаимодействия новаторских достижений и трансформации классического наследия. Конечно же воззрения вождя народа Сталина, его пристрастия к классической архитектуре не могли не повлиять на развитие архитектуры в целом и ее стилевых направлений в частности. Так, архитектура, наследующая классические закономерности построения вытеснила новаторскую, в своей идее содержащую целесообразность и аскетичность форм.



Елизавета Шамарина



 

Рекомендуем

ALEXANDR ROGOV / осень-зима 2018-2019
Зловещие двойники ("Мы" реж. Джордан Пил)
Разносторонняя жизнь актрисы театра и кино Маргарет Локвуд
Топ-5 новогодних книг
Довлатов и Пушкин на сцене театра «Студия театрального искусства»
Теодорос Ангелопулос. Трилогия истории
FollowTheFabrika. Шестой этап
«Жанна» Юбилейная выставка Жанны Мелконян
«Из скромного композитора в культового гения поп-индустрии»
Борис Стругацкий. Как два брата вошли в историю литературы