Они украсили Лионский зал25 мая на Петербургском международном экономическом форуме будет подписано соглашение между музеем-заповедником «Царское Село», ПАО «Газпром» и фондом ENGIE (Франция) об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца. Сегодня первые отреставрированные кресла украсили знаменитый интерьер. Шелк для их обивки изготовила лионская мануфактура Prelle, работу выполнили реставраторы Царскосельской янтарной мастерской. Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе. Декоративное убранство великолепного интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. В данный момент из убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита; образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии. Паркет, похищенный из Лионского зала фашистами, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село. Только спустя десятилетия, в 2005-м, удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003); корректировку проекта произвели в 2006 – 2007 годах. Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы ведутся поэтапно. В данный момент при поддержке меценатов завершается восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери зала. В 2018 году, благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» и Фонда ENGIE (Франция), начался новый большой этап работ. Компания «Газпром» выделила средства на воссоздание плафона (в том числе разработку эскизов и картонов для живописных вставок; создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе) и наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором, а также на изготовление и монтаж обивки стен и портьер из лионского шёлка, басонных изделий (текстильных изделий, предназначенных для украшения) и аграмантов (тесьмы, которой обшиваются мебельная обивка, портьеры) по историческим образцам. Средства на производство шелка выделил корпоративный фонд ENGIE. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, мебели и портьер необходимо изготовить 320 метров ткани «золотой бутон» (“Lampas bouton d’or Louis XVI”) шириной 162 см. В апреле 2018-го первые 12 метров «золотого» шелка были готовы и отправились в Россию для обивки трех кресел. Следующий этап – изготовление шелка для стен и портьер. Полностью работы, предусмотренные соглашением, планируется завершить в 2019 году. КСТАТИ: Лионский зал входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали больше 92 пудов камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр. Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены, изменился ее цвет – вместо жёлтого появился малиновый шёлк с цветочными гирляндами. Также интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели и осветительной арматуры из байкальского и бадахшанского лазурита с декором золоченой бронзы. В 1866 году стены вновь обили жёлтым шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года. Материалы предоставлены пресс-службой музея
|
Рекомендуем |