Партнеры Живи добром

Особняк Кшесинской. Что общего между партийной идеологией и знаменитой балериной?


Во время революции ломались не только судьбы людей,  перемены сказались и на жизни особняков, дворцов, доходных домов. Люди, вложившие силы, вкус, деньги, в свои дома, оказывались на улице.  Их имущество «разбазаривалось», расхищалось под знаменем народного достояния. Так случилось и с великолепным особняком в центре Петербурга, домом Матильды Кшесинской.

Особняк встречает гостей на Петроградке со стороны Троицкого моста.  Построен в начале века (1904-1906 гг.), во времена расцвета стиля модерн в Петербурге.  Следуя мимо него по Кронверкскому проспекту, невольно цепляешь взглядом и асимметричность форм, и элегантную графичность линий карниза, особняк как будто вырастает из серого гранита. Майоликовая плитка цвета сапфира на фоне светлого облицовочного кирпича, кованые узоры деталей фасада, словно изысканная брошь на платье строгой красавицы. 


Фасад со стороны Кронверкского проспекта

Особняк – результат сотворчества архитектора А.И. фон Гогена и Заказчицы. Ввиду близких отношений Матильды с царской семьей бытует мнение, что особняк был подарен балерине ее царственным протеже. Известна следующая реплика Маяковского: «Дом Кшесинской, за дрыгоножество подаренный…».  Но существует и другая точка зрения, что Матильда Феликсовна сама купила земельный участок, в архивах осталась и купчая на ее имя. Наличие у балерины немалых денежных средств объясняется тем, что она была довольно успешным игроком на Бирже, что на стрелке Васильевского острова. В 1907 году особняк стал домом для балерины и ее сына, Владимира. Внутреннее пространство дома соответствовало стилю модерн с его стремлением слиться с природой, подчеркнуть ее живописность. Парадная анфилада первого этажа, где один зал плавно вливается в следующий, вела к зимнему саду с множеством редких растений.  Пространство зимнего сада не замыкается в стены, а напротив, окруженный окнами-витринами, сад как будто выходит во двор.


Матильда в доме


Матильда любила свой дом каждая деталь декора продумана ей до мелочей. Некоторые из них символичны. Лебеди на люстрах олицетворяют ее призвание балет, львиные лапы в фонарях парадной лестницы говорят о близком знакомстве с царской семьей, даже решетка на отопительных приборах сделана в виде нотной гаммы.


Детали интерьера

Хозяйка устраивала приемы, собиравшие высшее петербургское общество. Среди гостей  были и актеры Александринского театра, Л.В. Собинов и Ф.И. Шаляпин выступали здесь в узком кругу, частыми гостями здесь были и представители дома Романовых.

Особняк был великолепно оборудован. Матильда позаботилась о прислуге, справедливо рассудив, что для поддержания дома в идеальном порядке нужны хорошие условия для проживания. «У моей прислуги были прекрасные, светлые комнаты, скромно, но с комфортом обставленные, и общая для них столовая…»,   пишет она в воспоминаниях.

Всего лишь десять лет особняк жил роскошной, благополучной жизнью. Был уютным домом, великосветским салоном, местом уединения Матильды. Время блистательного успеха балерины в России закончилось одновременно с жизнью в особняке. 22 февраля 1917 г.  Кшесинская дала парадный обед для друзей и знакомых, сервировкой стола занималась лично. Стол был украшен искусственными цветами из драгоценных камней, живыми ландышами в серебряных вазах, золочеными предметами десертного сервиза. Обед подавали на французском фарфоре «Лимож» декорированном круглыми кружевными салфетками. В это же время страну необратимо захватывали страшные события. Уже через неделю от пышного великолепия не осталось и следа. Ворвавшиеся 28 февраля в дом разъяренные мародеры творили «справедливость», уничтожая утонченный и аристократичный мир особняка. Матильда с сыном успела бежать днем раньше, испугавшись угроз в свой адрес. Несколько раз после она пыталась добиться справедливости, обращалась в различные инстанции. Даже добилась судейского предписания – вернуть свой дом обратно. Но в период хаоса и анархии, в период смены власти и беззакония, предписание выполнено не было. Особняк попал под власть солдат, а позже стал штабом большевиков.

В период с 1917 по 1937 гг. в здании размещались разного рода организации. Это были и Пролеткульт, и больница по желудочно-кишечным заболеваниям, и институт питания, и даже интернат для умственно отсталых детей. А в 1937 году особняк был отдан музею Кирова, и в нем началась музейная жизнь. Именно в статусе музея особняк окончательно теряет свое внутреннее убранство. Видимо, сохранившиеся до той поры остатки роскоши шли в идейное противоречие с политически-пролетарской тематикой. В 1957 году особняк Кшесинской и рядом стоящий особняк Бранта, были отданы под филиал Музея Великой Октябрьской революции.

Сегодня в особняке размещается музей Политической истории России (открыт в 1991 г.). В нем есть и постоянная экспозиция, посвященная хозяйке дома – Матильде Кшесинской, она занимает бывший кабинет и бильярдную.  В белом зале проходят концерты классической музыки. Зимний сад, как и прежде, завершает парадную анфиладу комнат (но зайти в него нельзя). Во дворе особняка со стороны ул. Куйбышева можно зайти в открытый для каждого садик, где удобные стулья, как и прежде, расставлены возле фонтана, где лестница, ведущая из парадных комнат,  украшена каменными вазами.


Анна Шенцова



 

Рекомендуем

Рёв и Скорость («Ford против Ferrari» реж. Джеймс Мэнголд)
Анита Хамремуэн Поэтика. Послание к Тарковскому
«Праздник кукол» в Государственном музее Востока
Кино. Премьера. «Снупи и мелочь пузатая в кино»
Самый Большой
Патрик Зюскинд и его герои
Звезда джаза Гленн Миллер
Кёнигсберг: неприступная крепость
Опыт войны – богатство души
Кендзо Танге: гуру высокой архитектуры