Партнеры Живи добром

Символ поколений. Ко дню рождения Веры Мухиной


На долю этой женщины выпало немало испытаний. Она родилась в семье богатого купца, но Революция лишила ее богатства. В годы Первой мировой войны она была на фронте сестрой милосердия и видела все ужасы того времени. Она была одним из лучших скульпторов Советского Союза, пять раз становилась лауреатом Сталинской премии, не создав при этом ни одной скульптуры вождя.


По словам правнука скульптора, Алексея Веселовского, бабушка не делала бюста Сталина, потому что «не могла слепить человека с таким низким лбом, но, скорее всего, она не делала этого, потому что ей просто было неинтересно». Звали эту женщину Вера Игнатьевна Мухина.


Вера Мухина


В честь дня рождения Мухиной мы решили рассказать о ней и ее самой прославленной работе «Рабочий и колхозница». Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в городе Рига в семье купца. Отец девочки при жизни увлекался живописью, рисовала и Вера. Он пригласил учителя из гимназии, чтобы тот давал ей частные уроки. Сначала, как положено, девочка выполняла различные учебные задания, а затем, уже красками, делала копии с картин Айвазовского.


В 1910 году Вера с сестрой переезжают в Москву. Вскоре она записывается в студию известного художника Константина Юона. Там под чутким руководством известного мастера художественный талант девушки стал активно развиваться, и уже тогда она поняла, что ее влечет скульптура.


Зимой 1912 года Вера отдыхала в своем поместье. Мухина каталась на санках с горки, и во время очередного спуска санки внезапно перевернулись и полозом разрезали девушке лицо, да так глубоко, что местный врач за голову схватился, когда увидел рану. Ее удалось зашить с большим трудом, затем Мухину перевезли в городскую клинику, где ей сделали еще девять пластических операций. После этого девушке пришлось провести полгода в поместье, пока на ее лице не зажили все швы. Однако, даже после этого смотреть на себя в зеркало без боли она не могла. Именно это, по мнению ее родственников, окончательно подвигло Мухину на занятия искусством. 


Вера Мухина вошла в историю как прославленный скульптор, а память о ней живет в созданных ею монументальных громадах из стали и бетона.


Вера Мухина


«Рабочий и колхозница»- Почти 65 метров и 185 тонн нержавеющей стали. Этот памятник и сегодня поражает гостей Москвы монументальностью и грациозностью. Он находится на постаменте возле северного входа на ВДНХ. В 2003 году, когда скульптуру демонтировали для реставрации, могло случиться, что она больше не вернется на свое место, как многие памятники коммунизма, выйдя из моды, пропадали без вести с когда-то советских улиц. Денег на реставрацию не хватало, но общественность не сдавалась: представить Москву без этих «гигантов» не могли многие поколения.


Появился символ Советского Союза в 1937 году, причем «Рабочего и колхозницу» создавали отнюдь не на века, а для одноразовой демонстрации на Всемирной выставке в Париже. Тогда скульптура вызвала большой резонанс среди общественности, так как впервые на постаменте стояли не короли, цари или вожди, а простые люди, простые труженики. Гигантский постамент проектировал архитектор Борис Иофан. Вглядевшись в античных тираноборцев, архитектор представил на их месте простых рабочих, только вместо мечей они шли «бороться с тиранией», с мировым злом с серпом и молотом.


В 1936 году среди скульпторов объявили конкурс, кто лучше всех изобразит идею. Тогда же и победила Вера Мухина.


Чтобы в огромной скульптуре не было ничего антисоветского, следил сам Иосиф Виссарионович Сталин. Он приехал на завод ночью без предупреждения, из-за доноса одного из работников, что в складках материи на колхознице прослеживается образ Троцкого. Это дело серьезно расследовалось, но в итоге Сталин остался доволен.


1 июня 1937 года парижская публика могла лицезреть «Рабочего и колхозницу» на выставке. Огромный монумент, впервые прославляющий простой труд, смог «переплюнуть» павильон Германии, который находился напротив. Известно, что немцы до последнего ждали, пока советская скульптура будет установлена полностью, и только потом подняли на павильон своего орла немножко выше, чтобы показать, что они больше значат в этом мире.


Вера Мухина "Рабочий и колхозница"


После Парижа «Рабочего и колхозницу» хотели безжалостно переплавить. Спасло скульптуру заступничество французов, собравших подписи, чтобы оставить монумент у себя. Но работу разрезали на части и увезли на Родину. Тогда до Москвы без повреждений смогли доехать лишь голова рабочего и одна из его рук. В 1939 году, после восстановления, скульптуру установили возле северного входа на ВВЦ, чем очень обидели Мухину. Она представляла свою работу на стрелке Москва-реки или на Воробьевых горах, ведь этой скульптуре нужен был простор. Более того, работу установили на постамент в три раза ниже, чем было задумано первоначально. С высоты 11 метров 25-метровая композиция уже не могла парить над городом. 

 
Эту ошибку исправили лишь в 2009 году. Сегодня «Рабочий и колхозница» стоят на пьедестале в 33 метра. Но достойную высоту статуя заняла еще в 1947 году, когда, как символ «Мосфильма», ее показали наравне со Спасской башней. Впервые символ появился в фильме Григория Александрова «Весна». Следует отметить, что на заставке Мосфильма не тот памятник, что стоит возле ВДНХ. Снять с нужного ракурса такую махину не представлялось возможным, поэтому Мухина подарила киностудии метровую копию скульптуры. С нее-то и сделали всем известный символ.


На протяжении всей своей жизни Вера Мухина создала еще около десяти скульптур, некоторые ее проекты уже заканчивались после ее смерти. 

Вера Мухина умерла 6 октября 1953 года, и похоронена на Новодевичьем кладбище.



Дарья Урядова



 

Рекомендуем

«Альбатрос»: Французская киностудия с русским размахом
В «Доме А.Ф.Лосева» вспоминают легенду «Серебряного века» поэтессу Черубину де Габриак
Масленица в Музее-усадьбе Г. Р. Державина
Айрис Чан – последняя жертва Нанкина
Движущая сила Микеланджело Буонарроти
Константин Хабенский: «Профессия актёра — очень сволочная»
«Игры в BAUHAUS»
Юрий Любимов. «Остров свободы в несвободной стране»
Праздник мира Евгения Вахтангова
Роботы не то, чем кажутся («Апгрейд» реж. Ли Уоннелл)