Партнеры Живи добром

Тайны Собора Парижской Богоматери


Ежегодно увидеть этот овеянный вековыми тайнами храм приезжает 14 миллионов человек. Неизвестно кто заложил первый камень постройки, как были изготовлены легендарные ворота, каким образом сооружению удалось пережить разрушительный этап Великой французской революции…

Как вы уже догадались, речь идет о Соборе Парижской Богоматери — самом большом храме периода ранней готики. Его строительство было начато в 1163 году и завершено в рекордно сжатые для того времени сроки — в 1208 году, то есть, всего за 65 лет! Но реконструкции происходили довольно часто: в XIII веке были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф — трансепт, к началу XIV века ансамбль Собора дополнили также капеллы хора. Всё это осуществлялось двумя прославленными архитекторами — Жаном де Шеллем и Пьером де Монтро. Оба зодчих трудились над пристройками к нефу Собора. Жан де Шелль с 1258 года возводил боковые фасады, северные и южные врата.

Нотр дам де пари

После смерти Жана в 1265 году, его место занял Пьер де Монтро, участвовавший в строительстве всего 2 года. Немало над Нотр-дамом потрудился и Виолле-ле-Дюк — легендарный архитектор, искусствовед и родоначальник неоготики. Именно ему мы обязаны восседающими на верхней части Собора химерами и горгульями, а также паникадилом внутри ансамбля.

Отдельно следует упомянуть и о самом названии базилики: «Notre Dame» в переводе с французского это означает «родная, прекрасная госпожа». Такое определение в Средние века закрепилось за образом Богоматери, которой посвящалось множество христианских строений. Лёгкое куртуазное отношение к святым очень типично для менталитета французов.

Конструкция Собора немного эклектична – она сочетает в себе типичные для готического стиля черты — нервюр центрального нефа, стрельчатые окна, аркбутаны — и принципы тяжеловесной романской архитектуры: грузные башни, массивность, невысокие столбы центрального нефа, массивные башни и так далее.

Особенно примечателен западный фасад: галерея Королей, окна с «розой»…

нотр дам де пари

Галерея Королей изображает иудейских царей Ветхого Завета. В период Великой Французской революции взбунтовавшийся «демос» обезглавил недвижимых монархов, а те, что украшают Собор сегодня, были установлены уже в XIX веке.

Знаменитый витраж – «роза» над входом – 9,6 метра в диаметре, является лишь частично подлинным. В центре композиции находится Богоматерь, рядом располагаются знаки зодиака, символизирующие добродетели и пороки. Свет, проникающий в Собор через фантастические витражи, завораживает посетителей, давая даже заядлым атеистам почувствовать атмосферу сверхъестественного…

Говоря о революционном периоде, необходимо вспомнить, что Собор не только пострадал, но и спасся благодаря парижанам. Дело в том, что Максимилиан Робеспьер – лидер якобинской диктатуры – объявил Нотр-дам «твердыней мракобесия», поставив жителям города строгий ультиматум: или платите «выкуп» на нужды мировой революции, или Собор будет уничтожен. И парижане заплатили…

notr-dam-de-pari.jpg

Кстати, с историей Французской революции Нотр-дам-де-Пари связан очень тесно: в 1302 году именно в нём собрались первые Генеральные Штаты под руководством легендарного монарха Филиппа IV Красивого, а в 1789 году именно с собрания Генеральных Штатов и начнется знаменитая революция.

Собор сопряжён почти с каждым знаменательным событием в истории страны: в период Столетней войны король Карл VII — тот самый, которого спасла и короновала Жанна Д’арк — отслужил здесь благодарственный молебен, а Наполеон Бонапарт и вовсе стал императором в стенах Нотр-дама в 1804 году.

Еще большую известность базилике принёс одноимённый роман Виктора Гюго, опубликованный в 1831 году. В предисловии автор указал: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». И это ему удалось…

Мрачным и холодным остаётся внутреннее убранство собора, что присуще готическим интерьерам. Никаких живописных изображений, но зато есть множество христианских реликвий. Главной из них является Терновый венец Иисуса Христа, который хранится в Соборе с 1239 года, когда король Людовик IX Святой выкупил его у венецианских купцов.

Нотр дам де пари

Интерьер украшает также орган Собора, впервые установленный в 1402 году. Сегодня он имеет 110 регистров, что является рекордным для Франции показателем, и около 7400 труб.

Нотр-Дам-де-Пари, по выражению Виктора Гюго, — это «огромная каменная симфония», восхищение которой растёт вместе с развитием культуры общества. Но хотелось бы добавить, что Собор – не только произведение искусства, святое место всех католиков и музей, но и монумент исторической памяти французов и даже всей Европы. И пусть это великолепие и дальше будет живым участником исторических событий.



Елена Тимофеева

 



 

Рекомендуем

«Лаборатория моды Вячеслава Зайцева». Зачёт
Бородатые истории
Санкт-Петербург. На круги своя
"Многослойность". Максим Рубцов
Интервью с "PERSPECTIVA ART"
«Галафест – как я провел лето». Обращение Лянки Грыу
Фильм недели. Премьера. «Левша»
Юбилейный фестиваль «Твой шанс» подвел итоги
Фестиваль «Зимние Грёзы»
Царскосельская скульптура освобождается от «теплой одежды»