«Вам не видать таких сражений»: панорама Франца Рубо «Бородинская битва»
29 августа 1912 года к 100-летнему юбилею Бородинского сражения в Москве, на Чистых прудах, у Покровских ворот, при большом стечении народа открылась грандиозная панорама «Бородинская битва». На торжественном мероприятии присутствовал сам император Николай II. Автором произведения был выдающийся художник-баталист Франц Алексеевич Рубо. Француз по происхождению, проведший большую часть жизни в Германии, Рубо всегда считал себя русским живописцем и лучшие свои работы посвятил славным событиям русской военной истории. Изобразительное искусство привлекало сына французского книготорговца из Марселя, проживавшего в Одессе, с самого детства и семья поддерживала этот интерес. Учиться живописи Франц Рубо начал в девятилетнем возрасте в Одесской рисовальной школе, а продолжил в одном из лучших учебных заведений Европы – Баварской академии художеств в Мюнхене у знаменитого художника-баталиста Йозефа Брандта. Уже в годы учебы в академии Рубо избрал основное направление своего творчества: он изучал русскую военную историю, а все каникулы проводил в поездках по России, побывал на Украине, на Кавказе, в Средней Азии, делал зарисовки и эскизы для будущих работ. Тогда же художник понял, что его привлекает непарадная сторона войны, не изображение полководцев и подвигов, а отображение иных военных реалий: крупных сражений, массовых многофигурных сцен со сложной композицией, в которых перед зрителем баталия предстает во всем своем историческом масштабе. Именно стремление передать масштаб происходящего заставило Франца Рубо обратиться к новой для русской батальной живописи форме – панораме, позволяющей зрителю погрузиться в самую гущу сражения, увидеть его со всех сторон. Художник создал первые в русском искусстве панорамные работы – «Штурм аула Ахульго» (на сюжет ключевого события Кавказских войн – штурма резиденции Шамиля в Северном Дагестане) и «Оборона Севастополя» (К 50-летию окончания Крымской войны). Обе работы получили заслуженное признание в России и за рубежом, принесли автору звание профессора, а затем – академика Петербургской академии художеств и орден св. Анны 2-ой степени, но судьба этих работ в дальнейшем сложилась трагически. Однако делом всей жизни стала для Франца Рубо панорама «Бородинская битва». Замысел будущего произведения родился у художника в 1909 году, когда началась подготовка к празднованию 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 года, и Русское военное ведомство обратилось к Рубо с просьбой сделать эскизы панорамы для утверждения их лично императором. Сначала художник по предложению полковника Генерального штаба, создателя Кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года А.В. Афанасьева, выбрал в качестве сюжета события утра 7 сентября, когда развернулось сражение за Семеновские флеши и штурм курганной батареи Н. Н. Раевского. Художник внимательно изучает исторические данные, а в 1910 году Рубо в сопровождении Афанасьева отправляется на места событий: посещает Бородинское поле и окрестные деревни, осматривает сохранившиеся укрепления, беседует с местными жителями. Под впечатлением от увиденного Франц Рубо создает эскиз панорамы и отправляет его на утверждение императору. Однако, одобрения Николая II эта работа не получила: в художественный замысел вмешались исторические обстоятельства: в этот период внешняя политика России была направлена на сближение с Францией, укрепление военного союзничества в рамках Антанты. Поэтому комиссия по проведению торжеств, во главе с императором, признала более корректным сюжет массированной атаки французской кавалерии и падение Семеновских флешей. Хотя художник и не считал этот сюжет подходящим для прославления победы русского оружия (о чем впоследствии не раз писал своим друзьям), он с воодушевлением принялся за работу. Панорама была создана в рекордные для полотна размером 115 Х 15 метров сроки – за 11 месяцев и уже в мае 1912 года на специальных платформах прибыла в Москву. Для экспонирования панорамы был построен временный деревянный павильон, который должен был быть заменен каменным. Наконец, все работы были закончены, состоялось долгожданное торжественное открытие панорамы. Но здоровье немолодого художника было подорвано, и в 1913 году он отправляется на лечение в Германию. Франц Рубо не мог предположить, что он больше не вернется в Россию. События Первой мировой войны и революций не только навсегда разлучат художника с его лучшей работой, но и фактически поставят крест на карьере живописца: не найдя себе места в художественной жизни Германии, всегда считавший себя русским художником, Франц Рубо умер всеми забытый в 1928 году. Светлана Верховская |
Рекомендуем |