Партнеры Живи добром

Культурные стартапы в России и в мире


Реальность такова, что для воплощения любой, даже самой выдающейся идеи нужно финансирование. Нужны деньги на аналитику, создание продукта, рекламу, инфраструктуру. Нужны условия для создания бизнеса, подходящая среда или «экосистема», команда специалистов и поддержка каких-нибудь больших начальников.

Понятие «стартап», закрепившееся благодаря американским журналистам и трагедии в американской же экономике в конце 90-х годов, было связано с появлением огромного количества нерентабельных интернет-компаний и привело к колоссальному числу банкротств. Но на данный момент стартап — это настоящее спасение для креативных людей во всём мире, возможность проявить себя, попробовать заработать самому и дать заработать другим.

Стартап

Есть множество разнообразных определений для понятия «стартап», но если свести их вместе, то получится, что стартап — это площадка для проверки команд на возможность создания рентабельной бизнес-модели в условиях критической неизвестности.

Главным условием для стартапа является быстрый рост. То есть, даже если идея хороша, никто не гарантирует, что вам дадут деньги на её воплощение, что всё не развалится на первом же этапе, и что ваше дело окупится и проживёт долго, что вы, в конце концов, не разоритесь. Ничего личного, только бизнес. Как же в таких жестких условиях быть служителям муз, которые хотят создавать студии, театры, совместные культурные проекты и так дальше? Исходить нужно из того, что картины, постановки, выставки и разнообразные арт-проекты - это тоже бизнес, приносящий очень неплохие деньги. Вопрос в том, как циркулируют эти деньги, и как вообще работает союз человека творческого и человека делового?

Пожалуй, самая потрясающая среда для культурного стартапа была создана в Каталонии. Их экосистема — это разветвлённая сеть множества государственных театров, небольших компаний, арт- и прочих музеев, концертных залов, опер и так далее.

Испанцы поняли, что культура — это та сфера, которую нужно усиленно развивать, что нужно дать возможность огромному числу талантливых людей становиться героями, а не попрошайками, обречёнными обивать пороги и залезать в долги. Кроме того, надлежащие условия нужны и для привлечения деятелей культуры из-за рубежа. И ответственность за эту грандиозную систему на себя взяли — о, чудо! — чиновники департамента культуры Каталонии.

Стартап

Занимаясь практически всеми сферами культурной деятельности, они весьма успешно продвигают программы по поиску и обучению идейных молодых специалистов из университетов, по сведению их с действующими бизнесменами и созданию их индивидуальных проектов, на которые в дальнейшем будут выделены деньги.

Кроме того, департамент занимается просвещением творческих людей, устраивает семинары и дискуссии для повышения грамотности в области менеджмента, финансов и новых технологий. Но самое интересное — это так называемая система займов, в условиях которой команде с интересной идеей предлагаются не просто деньги, а партнёрство.

Эта система стала прекрасной альтернативой традиционным грантам. Представитель какой-нибудь компании приходит, представляет комиссии проект, смету и обозначает сроки. Утверждается бизнес-план, выдаётся нужная для реализации проекта сумма. После того как идея воплотилась в жизнь, компания возвращает сумму займа, и эти деньги в дальнейшем будут использованы для следующего проекта.

Другая идея находчивого департамента культуры — это контракты с молодыми театральными компаниями. Создаётся большая комиссия из представителей индустрии и режиссёров, которая ежегодно отбирает несколько десятков самых интересных проектов. Департамент обеспечивает административный ресурс и оплачивает половину всех расходов. Как правило, эти деньги идут как раз на привлечение в проект профессиональных управленцев, которые нужны командам-победителям для успешной работы.

По сути департамент помогает талантливым людям, не бизнесменам, собственный качественный проект и запустить его, не заботясь о том, где взять деньги и как организовать хорошо работающую компанию. Успех будет зависеть исключительно от их таланта и креативности, остальное обеспечит государство и специалисты.

Стартап

Пример испанцев, к великому сожалению, не заразителен. В большинстве стран действует система грантов, и этим делом заведует, как правило, не государство. Обычно деньги на поиск и раскрутку талантов дают частные фонды и инвесторы, не страдающие альтруизмом. Существуют, конечно, конкурсы — эта система работает ещё с позапрошлого века, но о создании своего бизнеса тут речи, как правило, не идет. Талантливый человек, так или иначе, остаётся наёмным рабочим. Старатапы актуальны, когда сфера деятельности самородка действительно важна и перспективна — сейчас это медиа, интернет-технологии, медицина. Именно на них и направлено внимание инвесторов.

Конечно, бывают и исключения. Довольно интересный проект, воплощение «американской мечты», был придуман в 2005 году друзьями из США - Назимом Ахмедом и Адрианом Саламуновичем. Их творение — это «ДНК-портрет», синтез искусства и медицины. Начальный капитал — каких-то 2 тыс. долларов — был пущен на плату лабораториям, краски и запуск сайта. Поначалу портреты делались для родственников и друзей, но идея была до того интересной, что вскоре друзьями заинтересовались деятели искусства. Их пригласили на выставку современного искусства в Оттаве. Заказы валили валом, и вот, появилась компания DNA-11, а молодые бизнесмены заработали миллионы.

Но в целом картина не самая радужная: как и в любом бизнесе, для культурного стартапа требуется стартовый капитал, которого у отдельно взятого художника или даже группы художников обычно не случается. Кредиты под проценты и как минимум год работы за идею.

Стартап

В России конкурсная система тоже действует, но проекты прогорают слишком быстро. Вся культура финансируется за счёт бюджета и различных пожертвований — где уж тут развернуться новенькой частной компании или арт-музею, когда самые видные деятели культуры вынуждены обивать пороги и искать спонсоров самостоятельно.

В 2006 году Кириллу Серебренникову, к примеру, пришла идея создать проект, «синтезирующий» несколько видов искусств, под названием «Платформа». Когда журналисты из www.sobaka.ru поинтересовались, как именно работает культурный стартап у нас на родине и какие нужны условия, режиссёр ответил, что в России для стартапа нужны связи, и что его проект осуществился только потому, что на встрече с президентом он ухитрился передать бумажку, в которой обозначил свою просьбу. «Чтобы успешно стартапнуть, нужно вступить в партию «Единая Россия» или поехать на Селигер» — вот вам рецепт стартапа по-русски.

Возможно, когда-нибудь у нас будут развивать сферу культуры и искусства. Давать деньги не только по великим праздникам и не только определённым людям. Может быть, у нас появится и аналог волшебного департамента Каталонии. Тогда великому множеству молодых, креативных и талантливых бессребреников будет дарована возможность творить и зарабатывать, не задумываясь о долгах и кредитах.



Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

Печать великих лет Веры Мухиной
Жан - Клод Ван Дамм. Путь воина
«Вам не видать таких сражений»: панорама Франца Рубо «Бородинская битва»
Бухгалтерия по-американски ("Расплата" реж. Гэвин О'Коннор)
333 года театру, который сменил множество имен, но остался верен своему-Одеон
Витрина сердца Анатолия Мариенгофа
Она танцевала с душою и душою
Тренды сезона осень-зима 17/18 на MBFW Russia. Day 1
Сергей Довлатов «Рассказчик за тысячи миль»
Николай Лесков. Жить на ножах