Мюзикл. История жанраНачнем сразу с главного. Мюзикл - это музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства. Такой обширный набор функций позволяет ему быть более зрелищным, красочным, динамичным и благодаря этому более доступным для восприятия. По сути, мюзикл - история, рассказанная с помощью песен, в основе которой лежит незамысловатый сюжет, активное сценическое действие и музыка. Ему предшествовали легкие музыкальные жанры такие как оперетта, бурлеск, водевиль. Многие даже считают его одним из видов американской оперетты, но все же они существенно различаются между собой: оперетта основана на музыкальном симфонизме, который сохраняет выдержанность формы и либретто, в мюзикле же акцент делается на театральное действие с музыкальным сопровождением. Идеальным воплощением этого жанра сало произведение композитора Дж. Керна и либретиста О. Хаммерстайна «Плавучий корабль» (1927 год). В то время это творение называли еще не мюзиклом, а музыкальной комедией. Однако, стереотип о том, что мюзикл исключительно разновидность комедийного жанра, стал быстро исчезать с возникновением джаза, который придал поверхностным музыкально-зрелищным постановкам неожиданную глубину. Официальной датой рождения мьюзикла принято считать март 1943 года, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна. Эта постановка отличилась своей сквозной драматургией, которую в симбиозе развивали все виды творчества: актерская игра, музыка, вокал, пластика и т.д. Ее уже нельзя было назвать «легкой комедией», ведь она несла в себе такие ценности как любовь и патриотизм. Именно поэтому, со временем, музыка из этого мюзикла стала официальным гимном штата Оклахома.
После этого взрывного спектакля, который взял два Оскара и много лет не сходил с бродвейской сцены, началась новая эпоха сначала американского, а потом и мирового музыкального театра, которую возглавляли такие композиторы как Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Э. Ллойд Уэббер, Р. Роджерс и т.д. Бродвейские «тусовки» стали известны на весь мир. Мюзикл процветал! Репертуары театров ежегодно пополнялись новыми произведениями: «Розмари», «Я пою о тебе», «Трехгрошевая опера», «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Скрипач на крыше», «Хелло, Долли!» и т.д. Но развитие творческой индустрии не остановить и в конце 60-х новые музыкальные жанры, такие как рок и диско, перевели все стрелки на себя и популярность мюзиклов угасала. К счастью, мюзикл-многофункциональный жанр и вполне готов был поддержать и соединить в себе новые музыкальные тенденции. Первопроходцем в этом симбиозе оказался Гэлт Макдермот со своим рок-мюзиклом «Волосы». Затем появились «Чикаго», «Кордебалет», и супер знаменитая рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда».
В Европе тоже полюбили мюзикл, но он у них получался мне красным и более консервативным. Это больше напоминало камерные концерты. Причина конечно же в методах и формах. На Бродвее предпочитали антрепризу: одна труппа - один проект (мюзикл), для европейских театров был свойственен стационарный состав актеров и отсутствие ярких декораций. В России новый жанр был принят с радостью. Первые его признаки можно было увидеть в картинах «Веселые ребята» с участием Леонида Утесова и джазового ансамбля, «Цирк», «Волга-волга». Рок музыка использовалась в постановке спектаклей «Свадьба Кречинского», «Тиль», известный всем «Юнона и Авось».
Западные тенденции мюзикла стали укрепляться в России с 1999 года. Например: «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» и т.д. Со временем мюзикл из музыкально-сценического представления превратился в масштабное музыкальное шоу и велика вероятность того, что этот жанр не утратит свою популярность и будет стремительно развиваться, учитывая потребности времени. Марина Чурсинова
|
Рекомендуем |