Триумфальная кантата Карла Орфа
В 1937 году, 8 июня, в оперном театре Франкфурта – на – Майне состоялась премьера необычного, масштабного и, по-своему революционного музыкального произведения – кантаты «Кармина Бурана». Автор – Карл Орф, немецкий композитор, чей триумф был на многие десятилетия вперед определен грандиозным произведением в тот памятный вечер. Прежде практически не известный широкой публике, Орф четко осознавал, что это вершина его музыкальной карьеры. Для оперного театра постановка также оказалось нестандартной премьерой, произведения такого жанра там не ставились. Специфичность кантаты «Кармина Бурана» заключалась в новаторском синтезе хорового пения и активного яркого сценического представление. Так было положено начало разработке нового типа музыкального произведения, где сценическое движение, музыка и текст равноправны по силе создания оглушительного и завораживающего эффекта.
Как утверждал сам композитор, волей судьбы (а именно этот образ в виде колеса Фортуны - основной смысловой лейтмотив произведения) издание поэтического сборника раннего Возрождения совершенно случайно попало в его руки и сразу же полностью захватило его фантазию. Так называемый «Кодекс Бурану» был найден в одном из монастырей Баварии и содержал в себе несправедливо забытые поэтические сочинения. Там были и размышления о судьбе и смерти, которые писали монахи, и, напротив – полные жизни и энергии сатирические композиции, песни мистерий, композиции в духе народных празднеств бродячих студентов и певцов - вагантов. На этом ироничном контрасте философского и праздного строится произведение Орфа. Оно начинается с пролога - громкой, завораживающей, но в тоже время, пугающей композиции «О, Фортуна».
В ней говорится о жестокости и безраздельной власти Судьбы, которая вторгается в жизни людей и навсегда их меняет. Это эмоциональное напряжение подчеркивает и музыкальный ритм, и хоровое пение, которые внезапно, в самом начале представления буквально обрушиваются на зрителя. Даже, несмотря на то, что на сегодняшний день кантата знакома многим (отдельные её части вошли в массовую культуру), едва ли кто-то может быть подготовленным к этому невероятно сильному и мрачному накалу эмоций с первых минут представления.
Аллегорично отображая в музыкальном произведении перипетии реальной человеческой жизни, которая состоит, безусловно, не только из ударов Судьбы, но и перемежается с радостными событиями беззаботного существования, Карл Орф также резко меняет тональность и ритмичность последующих кантат. Зритель погружается в народный мир танцевальной стихии, перед ним разыгрываются фантазийные аллегорические картины из жизни простых людей: хороводы, песни о любви, жалобы на жизнь, радость обновления весенней природы. Двадцать три эпизода не представляют собой цельного сюжетного развития – действие спокойно и размеренно перетекает одно в другое, но автор не рассказывает нам никакой истории, эти песни и есть сама история жизни, с ее подъемами и падениями.
Тем не менее, конец этого, нужно сказать, короткого произведения (длится «Кармина Бурана» чуть меньше часа, и это и сегодня часто становится проблемой при постановке, как так для полноценного вечернего представления, кантата слишком коротка, а совмещать с другими произведениями не представляется уместным) аналогичен началу. Колесо Фортуны проходит круг и, несмотря на все попытки человека забыть о тяжести своего бремени, глубинный страх перед роком, снова прорывается наружу. Тот же грозный властный хор сильнейшей эмоциональной вспышкой завершает театральную фантазию Орфа, оставляя зрителя с несколько тяжелым ощущением.
Успех «Кармины» во Франкфурте был ошеломителен, с блеском до сегодняшнего дня проходит каждая инициатива постановки этого «бестселлера музыки XX века». Правда, в силу исторических условий, из-за прихода к власти нацистской парии, фольклорная атмосфера произведения тогда не была принята критиками как однозначный шедевр. Тем не менее, «Кармина Бурана» остается одним из самых удивительных произведений современного театра, оригинальным опытом создания нового сценического жанра, глубоким аллегорическим, всегда актуальным и размышлением о месте человека в мире. До сих пор она интересна для исследователей разного профиля, современные музыканты используют отдельные партии в своем творчестве, а постановщики и театральные режиссеры ставят эксперименты по визуализации богатейшего музыкального материала.
Бунеева Мария
|
Рекомендуем |