Партнеры Живи добром

Вдохновляющие на музыку


Шуман и его любовный треугольник 


История не терпит сослагательного наклонения, но если бы Роберт Шуман не встретился с Кларой Вик, вряд ли мы сегодня говорили об этом  великом композиторе.


Первая их встреча произошла в Лейпциге, когда Кларе было 9 лет. Уже в этом возрасте она отличалась особенным талантом и подавала большие надежды стать виртуозной пианисткой. Когда Роберт узнал, что львиная доля   успеха Клары - это заслуга её отца, он решил брать уроки у Фридриха. Так Роберт Шуман стал приходить домой к Викам, а в дальнейшем - снимать комнату в доме преподавателя.


Тем временем шли годы, Клара Вик подросла и превратилась в молодую красавицу. Роберт Шуман влюбился, его чувства оказались взаимными. Но всё оказалось не так просто. Когда Фридрих узнал о любви своей дочери и ученика, он пришёл в ярость. По его мнению, Шуман - недостойный жених для его гениальной дочери. Отец принимает решение увезти дочь из Лейпцига на гастроли на полтора года, запретив переписку с любимым. Душевные страдания Роберта выливаются в великолепные «Песни», принесшие ему всемирную известность.


Шуман и Клара


Шуман боролся за свою невесту 4 года: дважды он просил руки Клары и дважды Фридрих отказывал. Так влюблённые решились на крайний шаг: обратиться в суд, который мог разрешить заключить брак без согласия отца. Процесс длился 13 месяцев. «Не понять не ждавшим им», что испытал Шуман за всё это время. Но справедливость восторжествовала, и 12 сентября 1840 года влюблённые обвенчались в маленькой сельской церквушке. Для Роберта Шумана это стал самый плодотворный творческий период в его жизни. За год счастливой семейной жизни композитор создаёт цикл из 138 песен.


Роберт сильно любил Клару. Когда она уезжала на гастроли он быстро впадал в депрессию, начинал пить, и снова оживал, когда жена возвращалась. А Клара в свою очередь была для Роберта опорой и поддержкой во всём: она с самого начала взяла на себя все заботы о детях и семье, стала посредником между мужем и внешней обыденностью, к которой Роберт Шуман был совершенно не приспособлен. Когда из-за травмы пальца Шуман не смог исполнять свои произведения, его жена взяла на себя обязанность пропагандировать сочинения супруга в Европе.


Необходимо отметить, что Роберта Шумана тяготил тот факт, что жена  была популярнее, чем он. Так во время гастролей в 1844 году по России, Шумана представляли как мужа знаменитой и гениальной пианистки. Но время все расставило по своим местам. Сегодня знают гениального Роберта Шумана и мало кто знает Клару Вик, разве что она была музой не только Шумана,  но и Брамса. Но это уже совсем другая история.




Пётр Ильич Чайковский. Любовь зла


Казалось бы, при чем здесь Пётр Чайковский, когда речь идёт о женщинах-музах. Ведь, как известно, они его никогда не привлекали. Однако в жизни Петра Ильича была одна женщина, которой он обязан не только жизнью, но и возможностью творить. Знакомьтесь, баронесса Надежда фон Мекк. Надежда Филаретовна фон Мекк была незаурядной личностью. Она получила прекрасное домашнее образование и с детства была страстно увлечена музыкой. В семнадцать лет родители выдали её замуж за барона Карла Фёдоровича фон Мекка, от которого она родила 18 детей, семь из которых умерли в младенчестве.


«Я смотрю на замужество как на неизбежное зло, которого нельзя избежать, поэтому всё, что остаётся, - это сделать правильный выбор», - Надежда фон Мекк.

После смерти барона Надежда Филаретовна одновременно становиться миллионершей и матерью-одиночкой. Из-за заботы о своих детях, она практически перестала появляться в обществе. Единственным её развлечением стала музыка. В её доме бывали многие известные музыканты, а среди домашнего камерного ансамбля были ученики Петра Ильича Чайковского, через которых баронесса попросила композитора сделать несколько аранжировок своих сочинений для фортепьяно. Эта просьба стала увертюрой к их личному спектаклю длиной в 14 лет.


Начало переписки композитора с баронессой совпало со свадьбой Петра Ильича на своей ученице Анне Милюковой. Чайковский таким образом хотел продемонстрировать свою «нормальность» отцу и всем остальным. Для Надежды Филаретовны это был удар. Спустя два года она ему напишет:

 «Когда вы женились, мне было ужасно тяжело, у меня как будто оторвалось что-то от сердца». 


Пётр Чайковский


Но попытка Петра Ильича провалилась. Брак Чайковского с Милюковой продлился всего три месяца и закончился жуткой депрессией для композитора: он серьёзно думал о суициде. Надежда фон Мекк оказала не только психологическую помощь. После развода баронесса выделила ежегодное пособие для композитора в размере 6000 тысяч рублей, что позволило Чайковскому полностью посвятить себя творчеству и не отвлекаться на прозу жизни.


"Я ей обязан не только жизнью, но и тем, что могу продолжать работать, а это для меня дороже жизни», - Чайковский.


Однажды она присылает ему письмо с просьбой сочинить пьесу, которая бы выражала «нестерпимую душевную боль, разбитое сердце, растоптанную верность, уязвленную гордость, потерянное счастье». Госпожа фон Мекк хотела назвать эту пьесу «Упрёк». Чайковский понял намёк и всё же принялся за создание произведения, ставшего впоследствии знаменитой Четвёртой симфонией, которую он посвятил «другу». 


 "Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам," - Чайковский баронессе фон Мекк.


Драма этих отношений заключалась в том, что Чайковского не интересовали женщины, а баронесса Надежда фон Мекк была влюблена не  просто в мужчину, а в гениального композитора.  14 лет романа в письмах не привели ни к одной личной встрече, зато привели к созданию таких шедевров,  как «Лебединое озеро»,  «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», прославивших не только самого композитора, но русскую музыку в целом.


баронесса фон Мекк


Ромео Рахманинов


Из 80 романсов Рахманинова, написанных за 25 лет творчества в России, 66 имеют точный адрес. По этим посвящениям понимаешь, насколько разные женщины вдохновляли великого композитора. Так романс «Пред иконой» он посвятил своей служанке Маше, беспамятно влюблённой в маэстро. Другому своему большому другу, очаровательной княжне Александре Ливен Сергей Васильевич посвятил романс «Отрывок из Мюссе». А своей милой «Психопатушке», так Рахманинов называл свою первую любовь Верочку Скалон, он посвятил, созданный в Ивановке, романс "В молчанье ночи тайной" на стихи А. Фета. Музыка и слова романса были столь интимны и откровенны, что уже второе столетие они зажигают и тревожат души многих людей.


"Красивая женщина - источник вечного вдохновения», - С.В. Рахманинов.


В 1893 году  «доброму гению» всей своей жизни, как позже напишет сам Сергей Васильевич, Наталье Сатиной (которая была его двоюродной сестрой и стала единственной женой) Рахманинов посвятит романс «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.С. Пушкина. Чувства между ними были настолько сильными, что несмотря на законы и общественное мнение, пара принимает решение повенчаться тайно как Ромео и Джульетта.


"Мы венчались на окраине Москвы 29 апреля 1902 года в церкви какого-то полка. Я ехала в карете в венчальном платье, дождь лил как из ведра; в церковь можно было войти, только пройдя длиннющие казармы. На нарах лежали солдаты и с удивлением смотрели на нас. После венчания мы быстро переоделись, проехали прямо на вокзал и взяли билеты на Вену», - Н. А. Сатина


Сергей Рахманинов


Но женитьба не помешала  Рахманинову восхищаться другими женщинами. В апреле 1915 года Сергей Рахманинов пишет "Вокализ" - романс без слов, который посвящает несравненной Антонине Неждановой. И после этого композитор «замолчит» на полтора года. Причиной тому стала смерть близкого друга Сергея Ивановича Танеева. 


Вытащила композитора из этой глубокой депрессии новая муза - молодая певица Нина Кошиц. За её фактурную внешность и вокальные данные современники называли её «Шаляпин в юбке».


"Мы все были в неё влюблены… Кошиц при всех обстоятельствах оставалась нашей общей любимицей, пока она сама не влюбилась в Рахманинова", — Михаил Жаров.

 

Всего лишь за две с половиной недели Сергей Васильевич создает цикл из шести романсов с совершенно новым музыкальным содержанием, которые посвящает своей «Нинушке».

В октябре 1916 года в Москве прошли два сольных концерта Кошиц, а аккомпанировал ей сам Рахманинов. Этот дуэт назовут "чудом исполнительского искусства". После головокружительного турне с певицей, за 26 лет жизни Рахманинов не написал ни одного романса! Свою лебединую песню - шесть романсов, посвящённых Нине Кошиц - Сергей Васильевич спел именно с ней в России.


Это всего лишь три истории. А ведь Вивальди вдохновляла Анна Жиро, у Моцарта была Констанция, у Бетховена - Джульетта Гвиччарди, у Франца Шуберта - Тереза Гроб, у Михаила Глинки - Екатерина Керн, у Ференца Листа - Каролина Витгенштейн, у Рихарда Вагнера - Козима Вагнер, у Иоганна Штрауса - Ольга Смирнитская, у Густава Малера - Альма Мария Малер-Верфель, а у Родиона Щедрина есть Майя Плисецкая. Ну, что ж, как говорят французы «сherchez  la femme». 



Олеся Копылова



 

Рекомендуем

Виртуозы выбирают джаз
Памяти Олега Янковского
Женщины Достоевского: реальность и образы
Кино. Премьера. "Охотники за привидениями"
90 лет-Великому Неизвестному
Авторская песня Булата Окуджавы
«Полуюбилейный» сезон открыт! Театр «Балет Москва»
«Премия за достижения». Какой день отмечают учёные 10 декабря?
Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета
Оранжевый понедельник