Партнеры Живи добром

Зарождение оперы в Италии


Музыкально - театральное искусство берёт своё начало в Древней Греции. Конечно, в то время не было разделения на классический театр и музыкальный, т.к. в переводе слово «театр» — значит «зрелище», а оно, будь то народный праздник или драматический спектакль, не обходилось без музыкального сопровождения.
 
Актёры древнего музыкального театра были универсальны: помимо декламации они могли с лёгкостью петь, танцевать и даже играть на музыкальном инструменте. И это не удивительно. Ведь музыка влияет на подсознание человека намного сильнее чем жест или даже слово. Она может сделать неясное – понятным, заставить человека грустить или радоваться.
  
Эволюция сильно развернула музыкальный язык. В эпоху барокко был культ церкви, господствовало многоголосие и органная музыка. Но как правило, вектор развития любого вида искусства во многом подчиняется интересам общества. Так в XVI-XVII веке на смену средневековому засилью церкви пришла светская культура с её интересом к человеческой личности.

Под воздействием гуманистических идей эпохи Возрождения, многие Европейские культуры начали искать новый тип музыкально-театрального спектакля. Лидером в этих поисках стала Италия, именно там изначально зародился новый вид драматического искусства, в котором музыка служит основой действия – опера. 

Зарождение оперы в Италии

На латыни слово «опера» означает – труд, творение, произведение. Поэтому изначально такие спектакли назывались opera in musica (музыкальное произведение). Это искусство основано на синтезе слова и музыки. Смысловая основа оперного произведения – пение в сопровождении оркестра, возрождающее всю гамму человеческих эмоций, особенности его характера и темперамента.

 Неудивительно, что этот жанр зародился именно в городе «великих умов» Флоренции, что в переводе означает «цветущая». Более трёхсот лет им правили герцоги из рода Медичи. Именно их династия способствовала мощному расцвету культура в Италии. Всё началось с флорентийской камерартты - кружка просвещенных любителей музыки, поэтов, ученых, гуманистов, которые собирались во Флоренции с 1580-х годов в поместье графа Якопо Корси.

Композиторы Якопо Пери, Джулио Каччини, теоретик и композитор Винченцо Галилей, поэт Оттавио Ринуччини, ученый филогог Джироламо Меи – прогрессивные миценаты, которые хотели возродить древнегреческую трагедию. Но тексты древних пьес, их глубина, насыщенность сложнейшей трудно сочетались с полифонической музыкой, которая главенствовала в то время. 

Очень важно было чётко доносить слова, сохранять их интонацию и эмоциональную окраску. Поэтому, один из участников камератты, Винченцо Галилей, отец знаменитого физика и астронома, предлагает заменить многоголосное пение одноголосным. Так появился новый музыкальный стиль – сольное пение: передача художественного содержания с помощью голосового интонирования. У этого стиля есть несколько видов: акапелла, вокализ, речитатив. 

Образцом нового стиля стали две оперы, поставленные на сюжеты древнегреческих мифов «Дафна» и «Эвридика». Первая была исполнена 1597—1598 годы в одном из богатых флорентийских домов, а «Эвридика», опера которая популярна и в наши дни, была представлена при дворе с большой пышностью в 1600 году по случаю свадьбы Марии Медичи, ее успех получил очень значительный и широкий резонанс. 

Зарождение оперы в Италии


Простые зрители, стоя на улице под распахнутыми окнами, могли только слушать представление, но это не помешало им по достоинству оценить новый жанр. Так Флорентинцы встретили рождение оперы. В дальнейшем, жанр «опера» активно развивался и получил несколько разновидностей. Самыми популярными из них считаются opera seria и opera buffa. 

Opera seria (серьёзная опера) - отличительной пафосной подачей и аристократичной надменностью. Её незатейливое художественное содержание было изложено в развёрнутых ариях и речитативах певцами -виртуозами, которые будто соревнуются друг с другом в своём мастерстве. Раньше такое представление называли «костюмированные канцеры». Одними из ярких ее представителей были великие оперные композиторы Италии Клаудио Монтеверди (1567—1643) и Алессандро Скарлатти (1660— 1725). 

Оперы Монтеверди («Орфей», «Ариадна», «Возвращение Улисса» и др.) основаны на трагедийных сюжетах. Всё в его музыке полностью подчиняется поэтическом тексту. Все мелодические, гармонические и ритмические скачки оправданы художественным смыслом. Композитор часто использовал приёмы выразительного речитатива, взволнованные возгласы, жалобные стоны. Оркестр у Монтеверди – мощный рычаг воздействия на человеческое подсознание. Именно он оживляет декорации: рисует обстановку действия (например, мрачное царство ада, куда попадает Орфей) и выражает чувства героев.

Алессандро Скарлатти

Отличительная черта опер Алессандро Скарлатти — певучий мелодизм. В маленьких ариях с тщательно продуманным аккомпанементом кроются традиции неаполитанской народной песни. Именно в недрах оперы- seria зародился знаменитый итальянский стиль вокального исполнения — бельканто. Такая техника даёт возможность голосу развернуться и прозвучать в полную силу. Постепенной популярность оперы серия начала угасать. На первый план вышла её «младшая сестра» комическая opera buffa. 

Этот переворот был обоснован потребностями времени: в мрачные времена всегда хочется немного веселья. Обществу нравились смешные жизненные сюжеты оперы- buffa, с её пародийностью на реальную жизнь. Сюжет был простым, а герои -обычные работяги: цирюльники, слуги, монахои. В основу музыки заложены мелодии и ритмы народных песенок и танцев. Это было действительно демократическое искусство, которое противостояло аристократической опере seria. Лучшие оперы- buffa в XVIII в. создали Д. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733), Д. Чимароза («Тайный брак», 1792). 

Сегодня опера – высокоинтеллектуальное искусство и считается самым популярным жанром в мире. Со временем она видоизменилась. Её музыкальный язык стал более сложным, а драматургия более развитой. У неё появилось много разных стилей и форм. Например, развлекательную функцию теперь несут в себе такие жанры как мюзикл и оперетта. Но, даже в наши дни, какой бы ни была постановка, если её приняла итальянская публика, то мировой успех этому шедевру гарантирован.


Марина Чурсинова



 

Рекомендуем

Генрик Сенкевич: «Счастье там, где человек его видит»
Что? Где? Когда? Чем март порадует женщин и не только
Глория Эстефан: на границе двух культур
Теодорос Ангелопулос. Трилогия Границ
Мишель де Клерк — ядро Амстердамской школы
Презумпция невиновности для «Матильды»
Новогоднее «СтихоВаренье» в Московской филармонии!
Опиум и мораль в творчестве Льюиса Кэрролла
Все, что вы хотели знать о декадансе, но боялись спросить
Житие артиста («Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» реж. Ксавье Долан)