Партнеры Живи добром

Зарождение оперы в Италии

Музыкально - театральное искусство берёт своё начало в Древней Греции. Конечно, в то время не было разделения на классический театр и музыкальный, т.к. в переводе слово «театр» — значит «зрелище», а оно, будь то народный праздник или драматический спектакль, не обходилось без музыкального сопровождения.

 
Актёры древнего музыкального театра были универсальны: помимо декламации они могли с лёгкостью петь, танцевать и даже играть на музыкальном инструменте. И это не удивительно. Ведь музыка влияет на подсознание человека намного сильнее чем жест или даже слово. Она может сделать неясное – понятным, заставить человека грустить или радоваться.
  
Эволюция сильно развернула музыкальный язык. В эпоху барокко был культ церкви, господствовало многоголосие и органная музыка. Но как правило, вектор развития любого вида искусства во многом подчиняется интересам общества. Так в XVI-XVII веке на смену средневековому засилью церкви пришла светская культура с её интересом к человеческой личности.

Под воздействием гуманистических идей эпохи Возрождения, многие Европейские культуры начали искать новый тип музыкально-театрального спектакля. Лидером в этих поисках стала Италия, именно там изначально зародился новый вид драматического искусства, в котором музыка служит основой действия – опера. 

Зарождение оперы в Италии

На латыни слово «опера» означает – труд, творение, произведение. Поэтому изначально такие спектакли назывались opera in musica (музыкальное произведение). Это искусство основано на синтезе слова и музыки. Смысловая основа оперного произведения – пение в сопровождении оркестра, возрождающее всю гамму человеческих эмоций, особенности его характера и темперамента.

 Неудивительно, что этот жанр зародился именно в городе «великих умов» Флоренции, что в переводе означает «цветущая». Более трёхсот лет им правили герцоги из рода Медичи. Именно их династия способствовала мощному расцвету культура в Италии. Всё началось с флорентийской камерартты - кружка просвещенных любителей музыки, поэтов, ученых, гуманистов, которые собирались во Флоренции с 1580-х годов в поместье графа Якопо Корси.

Композиторы Якопо Пери, Джулио Каччини, теоретик и композитор Винченцо Галилей, поэт Оттавио Ринуччини, ученый филогог Джироламо Меи – прогрессивные миценаты, которые хотели возродить древнегреческую трагедию. Но тексты древних пьес, их глубина, насыщенность сложнейшей трудно сочетались с полифонической музыкой, которая главенствовала в то время. 

Очень важно было чётко доносить слова, сохранять их интонацию и эмоциональную окраску. Поэтому, один из участников камератты, Винченцо Галилей, отец знаменитого физика и астронома, предлагает заменить многоголосное пение одноголосным. Так появился новый музыкальный стиль – сольное пение: передача художественного содержания с помощью голосового интонирования. У этого стиля есть несколько видов: акапелла, вокализ, речитатив. 

Образцом нового стиля стали две оперы, поставленные на сюжеты древнегреческих мифов «Дафна» и «Эвридика». Первая была исполнена 1597—1598 годы в одном из богатых флорентийских домов, а «Эвридика», опера которая популярна и в наши дни, была представлена при дворе с большой пышностью в 1600 году по случаю свадьбы Марии Медичи, ее успех получил очень значительный и широкий резонанс. 

Зарождение оперы в Италии


Простые зрители, стоя на улице под распахнутыми окнами, могли только слушать представление, но это не помешало им по достоинству оценить новый жанр. Так Флорентинцы встретили рождение оперы. В дальнейшем, жанр «опера» активно развивался и получил несколько разновидностей. Самыми популярными из них считаются opera seria и opera buffa. 

Opera seria (серьёзная опера) - отличительной пафосной подачей и аристократичной надменностью. Её незатейливое художественное содержание было изложено в развёрнутых ариях и речитативах певцами -виртуозами, которые будто соревнуются друг с другом в своём мастерстве. Раньше такое представление называли «костюмированные канцеры». Одними из ярких ее представителей были великие оперные композиторы Италии Клаудио Монтеверди (1567—1643) и Алессандро Скарлатти (1660— 1725). 

Оперы Монтеверди («Орфей», «Ариадна», «Возвращение Улисса» и др.) основаны на трагедийных сюжетах. Всё в его музыке полностью подчиняется поэтическом тексту. Все мелодические, гармонические и ритмические скачки оправданы художественным смыслом. Композитор часто использовал приёмы выразительного речитатива, взволнованные возгласы, жалобные стоны. Оркестр у Монтеверди – мощный рычаг воздействия на человеческое подсознание. Именно он оживляет декорации: рисует обстановку действия (например, мрачное царство ада, куда попадает Орфей) и выражает чувства героев.

Алессандро Скарлатти

Отличительная черта опер Алессандро Скарлатти — певучий мелодизм. В маленьких ариях с тщательно продуманным аккомпанементом кроются традиции неаполитанской народной песни. Именно в недрах оперы- seria зародился знаменитый итальянский стиль вокального исполнения — бельканто. Такая техника даёт возможность голосу развернуться и прозвучать в полную силу. Постепенной популярность оперы серия начала угасать. На первый план вышла её «младшая сестра» комическая opera buffa. 

Этот переворот был обоснован потребностями времени: в мрачные времена всегда хочется немного веселья. Обществу нравились смешные жизненные сюжеты оперы- buffa, с её пародийностью на реальную жизнь. Сюжет был простым, а герои -обычные работяги: цирюльники, слуги, монахои. В основу музыки заложены мелодии и ритмы народных песенок и танцев. Это было действительно демократическое искусство, которое противостояло аристократической опере seria. Лучшие оперы- buffa в XVIII в. создали Д. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733), Д. Чимароза («Тайный брак», 1792). 

Сегодня опера – высокоинтеллектуальное искусство и считается самым популярным жанром в мире. Со временем она видоизменилась. Её музыкальный язык стал более сложным, а драматургия более развитой. У неё появилось много разных стилей и форм. Например, развлекательную функцию теперь несут в себе такие жанры как мюзикл и оперетта. Но, даже в наши дни, какой бы ни была постановка, если её приняла итальянская публика, то мировой успех этому шедевру гарантирован.

Марина Чурсинова

 

Рекомендуем

«Главное, чтобы костюмчик сидел»
Живет лишь тот, кто творит. Ромен Роллан
С днем рождения, адъютант!
Интересные факты об Александре Даргомыжском
Гала-концерт «Оперный Бал Елены Образцовой». Не в память, а в честь.
RIFF 2017. Интервью с основателем кинофестиваля
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
Пласидо Доминго: «Я не могу прожить без музыки ни дня»
World Corporate Golf Challenge 2016
«Музыка для всех: оркестр и орган»