Симфоническая свобода, открывающая "нечеловеческие" пространства. Концерт к 100-летней годовщине Октябрьской революцииВ последнее время стало модно воплощать идеи прошлого и вечер в Концертном зале имени П.И. Чайковского 14 декабря не был исключением, ведь на сцене во всю воскрешал дух революции ансамбль "Персимфанс" совместно с артистами оркестра "Dusseldorfer Symphoniker".Первый симфонический ансамбль (такова расшифровка названия "Персимфанс") был создан ещё в Москве в 1922 году и активно просуществовал больше десяти лет. Автором идеи был выдающийся скрипач Лев Моисеевич Цейтлин. Новый же "Персимфанс" возродился в 2008 году и его идейным руководителем стал Пётр Айду. Нет никаких сомнений, что "Персимфанс" сегодня – мощная команда профессионалов-музыкантов из оркестров и театров Москвы, Перми, Санкт-Петербурга. "Мы существуем в виде партизанской группы, которая иногда вылезает из леса и устраивает какие-то акции", – отмечает Пётр Айду.
Философия этого ансамбля очень привлекала любителей искусства на Западе, и возможно, именно поэтому Гёте-институт (а не Министерство культуры РФ) поддержал идею независимого продюсера Елены Харакидзян о совместном творческом сотрудничестве. Объединение "революционного" ансамбля с немецкими музыкантами представляется очень символичным и напоминает нам о событиях столетней давности.
Первые два концерта посвященные 100-летию революции с успехом прошли в Дюссельдорфе 7 и 8 октября и вызвали широкий резонанс в немецких СМИ. Московский же концерт стал своего рода "домашним" продолжением революционной тематики.
Вечер был открыт небольшим ансамблем, располагавшимся в слабоосвещённом дальнем углу сцены. Ими изящно и тонко была исполнена увертюра к опере «Волшебная флейта» в обработке 1930 года для кинотеатров и клубов под коллаж на экране из репертуара раннесоветских массовых празднеств.В таком же формате прозвучала музыка Майзеля к фильму Броненосец "Потёмкин". Сам номер получился очень чувственным и патриотичным, и, если не смотреть на сцену, то казалось будто играет симфонический ансамбль под чутким руководством дирижёра.
Всю мощь и профессионализм этого уникального музыкального союза можно было ощутить в произведении Л. В. Бетховена "Эгмонт" и в сюите "На Днепрострое" Юлия Мейтуса, которая была исполнена в финале.
Нужно отметить, что "новый" Персимфанс полностью воссоздал классическую рассадку. Музыканты расположились полукругом, лицом к центру сцены, где за роялем сидел Пётр Айду. Обрамляла полукруг цепь первых и вторых скрипок, а внутри друг на против друга сидели остальные группы инструментов симфонического оркестра. Безусловно, такая рассадка кажется немного не гуманной по отношению к зрителю (ведь перед ними только спины музыкантов), но по-другому не получится, так как артисты должны видеть направляющие знаки от концертмейстеров групп. Музыканты были свободны не только от дирижёрских оков, но и от официоза в одежде: никаких строгих платьев, фраков и бабочек, тренд этого концерта к столетию Октябрьской революции – красные галстуки и пиджаки в разных вариациях. Выступление первого симфонического ансамбля никак не могло пройти без премьерных исполнений опусов столетней давности. Первой из забытых шедевров прозвучала "Uhrsonate" Курта Швиттерса. Это словесно-буквенный коллаж, который шепчется, вскликивается, декламируется группами музыкантов из разных концов сцены. Зрителям, такого рода произведение могло показаться слишком сложным для восприятия, ведь наша публика еще не привыкла к авангардным экспериментам. Но артисты, одетые в яркие цвета, делали всё очень театрально и энергично. Их подача не осталась незаметной и приковывала внимание больше, чем содержание музыкального материала. Одни только фальцетные соло Григория Кротенко вызывали хихиканье в зале.
На контрасте был исполнен Квартет №1, соч.24 Александра Мосолова. Очень проникновенным, нежным, светлым и интимным он получился у скрипачей Евгения Субботина, Аси Соршневой, Сергея Полтавского на альте и виолончелистки Ольги Дёминой.
Помимо программы и внешнего вида музыкантов ещё одним символом революции стал вполне себе живой В.И. Ленин. Он быстренько поднялся из зала на сцену под бурные аплодисменты, дал знак для настройки оркестра и уселся за контрабас (Алексей Воробьёв).
Оркестр готовился сыграть симфоническую рапсодию "Октябрь" И. Шиллингера. Это сложная и насыщенная партитура, которая представляет из себя попурри из революционных песен, казалось неподвластной коллективу без "вождя", но "Персимфанс" всё удалось и без него.
Примером ритмодекломации с ироническим подтекстом в этом концерте стали произведения "Удары коммунара" и "На смерть Ильича" Ю. Мейтуса, где текст накладывается на музыку в духе дореволюционных мелодекламаций. Должно быть, мрачно и страшно, а пучилось очень даже забавно. Например, контрабасист-виртуоз Григорий Кротенко, исполняя "Удары коммунара" – развёрнутый монолог для певца и фортепиано, своим неуклюжим вокалом заставил Ленина упасть "трупом" под рояль, оставив скорбеть над телом "Ильича" Андрея Цицернаки (ведущий концерта) под траурный аккомпанемент Петра Айду.
Приятно в наше время хотя бы на сцене слышать свободное от "оков" музицирование, которое позволяет выйти за рамки привычного.
Марина Чурсинова
Фото: Ира Полярная (Apriori Arts Agency)
|
Рекомендуем |