Партнеры Живи добром

Четыре модных столицы: краткая история появления Недель моды


Неделя моды, как известно, проходит каждые полгода, чтобы презентовать сезонные коллекции от всемирно известных брендов, и в fashion-индустрии это считается наиважнейшим событием. Люди со всего мира съезжаются в центр Европы, чтобы явить гостям показов свое виденье красоты. Именно здесь будут решаться судьбы дизайнеров и моделей, ведь каждый их шаг станет поводом для дискуссии, а каждое движение находится под пристальным наблюдением сотни камер. 

Как правило, первые Недели мод традиционно начинаются с «большой четверки», в которую входят Париж, Нью-Йорк, Лондон и Милан. Почему же так? Все очень просто: на самом деле, именно в этих точках на протяжении всего ХХ столетия формировалось понятие высокой моды.  

Еще в середине 1860-х годов французский дизайнер Чарльз Фредерик Уорт провел первый в истории показ одежды. Правда, считать его полноценным модным шоу не совсем верно – это был скорее необработанный прототип будущих показов. В роли модели Чарльз использовал свою жену Мари-Августину Берне, на которой он демонстрировал различные наряды гостям, что, несомненно, вызывало в них подлинный восторг. Именно поэтому этот случай вошел в историю как первый шаг к появлению привычных нам показов мод.


Чарльз Фредерик Уорт и его жена Мари-Августина Берне

Чарльз Фредерик Уорт и его жена Мари-Августина Берне


Более явные примеры модных шоу возникают лишь на рубеже XIX-XX веков. Одной из первых, кто решился провести дефиле моделей, была Люси Кристина Дафф-Гордон. Ее имя очень известно в истории моды: и не случайно, ведь она была одной из ведущих британских модельеров и стояла у истоков моды XX столетия. Филиалы ее успешного лондонского дома моды находились в Париже, Нью-Йорке и Чикаго, а среди ее клиенток было множество знаменитостей той эпохи. Более того, именно со времен Люси и ее показов возникает профессия манекенщицы. В 1897 году модельер впервые устроила театрализованное представление с участием идеально выученных моделей, которых Люси сама обучала «скользящей походке». У каждой из девушек было особенное выдуманное имя, чтобы они излучали таинственность и притягательность. Многие из этих моделей позже сделали хорошую карьеру.


Леди Дафф-Гордон и один из ее салонов

Леди Дафф-Гордон и один из ее салонов


Леди Дафф-Гордон уделяла много времени связям с общественностью: на это она не жалела ни средств, ни сил. Тем самым она заложила основы маркетинга в fashion-индустрии. Ее показы были очень антуражными, ведь Люси для своих дефиле создавала атмосферу роскошной и уютной гостиной, приглашала оркестр и в конце программы угощала всех чаем.

Идея создания красочных шоу, в которых бы принимали участие разные модели, посещала и одного из самых известных французских модельеров, Поля Пуаре. В какой-то момент модельер осознал, что дамам трудно представить, как бы сидел на них понравившийся наряд, представленный лишь на манекене. И тогда Поль решил вывести своих моделей, чтобы покупательницы могли оценить, как сидит платье вживую со всех сторон. Это новаторство «короля мод» женщины приняли с таким всеобщим восхищением, что уже в 1911 году Поль устроил театрализованное представление «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски». На своих грандиозных тематических праздниках он старался все сделать так, чтобы гости чувствовали себя вырванными из привычной среды. Все костюмы и декорации были подобраны для того, чтобы каждый мог ненадолго ощутить себя свидетелем чего-то магического. Эта концепция напоминает нам современные показы: дизайнеры всегда стремятся перенести нас в какую-то особую среду, полностью погружая нас в свою неповторимую историю.


Поль Пуаре со своими моделями

Поль Пуаре со своими моделями

Тем не менее, первенство в создании «Недели мод» все же принято отдавать Нью-Йорку. Казалось бы, у Французской fashion-индустрии было все, ведь именно парижскими моделями восхищались женщины со всей планеты. Все почитали и копировали французских модельеров: многие десятилетия прошли в оглядке на Париж. Однако в дело вмешалась Вторая мировая война, когда вся индустрия оказалась в подвешенном положении.

В оккупированную столицу моды было невозможно попасть, и именно в этот момент американская публицистка Элеонора Ламберт организовывает в 1943 году нью-йоркскую «Неделю прессы». Это событие отвлекло мир от французской моды и предоставило возможность продемонстрировать работы американских дизайнеров, которые обычно игнорировались профессионалами и журналистами. «Неделя прессы» неизбежно повлияла на мировую fashion-индустрию: теперь журналисты и даже сам Vogue наконец обратили свое внимание на американских модельеров. В 1950-х «Неделю прессы» переименовали в «Неделю прессы в Нью-Йорке», а когда проект был передан в руки компании IMG в 2001 году, он обрел свое современное название New York Fashion Week.


Элеонора Ламберт

Элеонора Ламберт


Однако французы быстро реабилитировались, и сразу после окончания войны вновь образовался синдикат высокой моды Chambre Syndicale de la Haute Couture. Это парижская организация, существующая еще с 1868 года, в чьи обязанности входило объединение всех французских модных домов и защита модельеров от плагиата. С 1945 года синдикат ввел правило о необходимости демонстрировать на каждом показе новые модели. Союз настаивал на том, чтобы модельеры демонстрировали около 35 предметов дневной и вечерней одежды. Эти меры можно считать реакционными, ведь как раз во второй половине ХХ века на модной арене стала нарастать конкуренция. 

Впоследствии эта конкуренция покажет себя в 1973 году, когда парижская и йью-йоркская Недели моды организуют импровизированную битву мастеров под названием «Битва за Версаль», целью которой было собрать денежные средства на восстановление Версаля. В этом событии приняли участия самые лучшие французские модельеры той эпохи: Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, Юбер де Живанши и начинающие американские дизайнеры Анна Кляйн, Рой Хальстон, Оскар де ла Рента, Билл Бласс и Стивен Берроуз. Несмотря на грандиозность парижского представления, победили все же нью-йоркские модельеры, ведь тогда они впервые вывели на подиум темнокожих моделей, тем самым совершив очередной переворот в истории моды.


«Битва за Версаль», 1973 год

«Битва за Версаль», 1973 год


А как развивались другие странны «большой четверки»? В послевоенное время человечество очень нуждалось в красоте, ведь это отвлекало умы от всеобщего разорение. Более того, мировые войны сильно изменили саму моду: произошла полная перестановка сил, образовывалось все больше новых центров притяжения, что вынуждало дизайнеров работать активнее, перетягивая на себя внимание публики.

В 50-х годах на модной арене появляется Италия. Довольно странно, что это произошло так поздно, ведь именно в этой стране всегда было развито производство наилучшего текстиля, да и в изысканности дизайнов Италия не уступала Франции. Несмотря на изобилие ткани и хороших мастеров, до середины ХХ столетия Италия черпала все тенденции из Парижа. Большинство просто брали местных портных и заказывали у них наряды на французский манер. Но после успеха Элеоноры Ламберт и ее «Недели прессы» вдохновение посетило итальянского аристократа Джованни Баттиста Джорджини, из-за чего он начал сотрудничать с одним из американских универмагов и стал байером, ответственным за поставку итальянских брендов в США. И в 1951 году Джованни решает провести ряд показов в Палаццо Петти во Флоренции – это событие считается началом проведения Недель моды в Италии. Чуть позже, из-за нарастающей популярности показов во всем мире, мероприятие перенесли в Милан. 


мастерская Роберто Капуччи, Рим 1940-е годы

мастерская Роберто Капуччи, Рим 1940-е годы


Впервые официальная миланская Неделя моды прошла в 1958 году. Однако этому городу не удалось сразу закрепиться в качестве модной столицы, поэтому показы проводились в разных городах Италии, в том числе и Риме. Серьезную популярность Италия стала обретать благодаря развитию кино, в особенности фильмов Федерико Феллини. Поэтому к концу 60-х годов римский подиум набирает настолько сильные обороты, что начинает отвлекать внимание даже от Парижа. Окончательное формирование Недели моды в Италии произошло в 70-х годах вместе с закреплением в Милане большинства фабрик по массовому производству одежды. Это событие заставило многих дизайнеров переехать и уйти с римских подиумов для создания прет-а-порте. С этих пор Milan Fashion Week стала одной из самых влиятельных в мире.


Флоренция, 1951 год

Флоренция, 1951 год


К 1980 году в моде окончательно формируется понятие «большая четверка», так как на подиум официально выходят английские модельеры. Первая неделя моды в Лондоне прошла в 1984 году. Сразу возникает вопрос: почему только в 80-х, ведь первые показы проходили в Лондоне еще в начале века? Дело в том, что английских дизайнеров мало интересовало объединение с какими-либо организациями и синдикатами. Несмотря на то, что Лондон присоединился к «четверке» последним, этот город являлся столицей авангарда, ведь именно в нем зарождалась панк-культура, создавались мини-юбки и прочее. То есть даже до официального проведения Недели моды английские модные веяния напрямую влияли на глобальную fashion-индустрию. 

На первой Неделе моды в Лондоне, прошедшей на автостоянке в Кенсингтоне, всего было проведено 15 показов. Свои коллекции продемонстрировали Vivienne Westwood, David Fielden, Ghost, Betty Jackson и Джон Гольяно, который представил свою первую выпускную коллекцию Les Incroyables. Модели из этой линейки мгновенно стали популярны как среди ценителей моды, так и среди СМИ. После такого ошеломляющего мирового успеха английское правительство стало выделять средства на спонсирование подобных мероприятий в будущем. С тех пор Лондон является одной из самых влиятельных модных столиц в мире, несмотря на все кризисы, которые он переживал в 90-х из-за сокращения финансирования. 


коллекция Katherine Hamnett, 1984 год

коллекция Katherine Hamnett, 1984 год


Сегодня Недели моды проходят не только в городах «большой четверки», но и в Лос-Анджелесе, Москве, Санкт-Петербурге, Токио, Шанхае, Берлине, Мадриде и других городах. Благодаря всеобщей глобализации многие страны имеют возможность продемонстрировать миру свои уникальные дизайны. Современные модные шоу – это не только желание создавать что-то, но еще и крупный бизнес. Тысячи людей специально съезжаются для того, чтобы провести деловые встречи и получить массу полезных знакомств. Поэтому Неделю моды можно назвать особенным, отчасти узкопрофильным событием для современной fashion-индустрии, в котором участвуют не только модельеры и их модели, но и байеры, спонсоры, редакторы, стилисты и многие другие, кто относит свою профессиональную деятельность к моде. Однако я бы сказала, что в развитии Недели моды нельзя поставить точку. Особенно сейчас, когда весь мир в условиях COVID-19 перешел на диджитал-формат и мода автоматически стала доступнее. Благодаря этому показы перестали быть только светским поводом для обсуждений и стали массовым продуктом. История всей fashion-индустрии пишется прямо сейчас, поэтому предсказывать, что будет дальше, не только трудно, но и бессмысленно. Я думаю, что эта всеобщая мировая встряска уже способствует тому, чтобы в дальнейшем все было по-новому. Ведь, как правило, в истории глобальные события перезагружают мир, заставляя людей искать новые гениальные решения.


Дарья Казакова



 

Рекомендуем

"Секс и офис", или Руководство по карьере из 60-х
Территории здоровья от мировых брендов
Пресс-конференция с создателями фильма "Селфи"
Комедия Фонвизина «Недоросль». «Успех был полный...».
Уколи красиво («На острие», реж. Эдуард Бордуков)
Довлатов и Пушкин на сцене театра «Студия театрального искусства»
Фонд "Параман"
Олимпико. Шедевр итальянской архитектуры
Биши Шелли. Романтик и рационалист
Ян Флеминг: шпионский роман