Партнеры Живи добром

Оперные кутюрье

 

Именитые кутюрье нередко шьют сценические костюмы для театральных постановок. Знаменитый модельер Джорджо Армани подготовил наряды для актёров бродвейской постановки «Фарфоровая кукла», в главной роли с актером Аль Пачино. 

Джорджо Армани

Также кутюрье сотрудничал с российскими театрами и создал костюмы для постановки «Письмо мужчине», главную роль в которой исполнил танцор и хореограф Михаил Барышников. 

Джорджо Армани

Но опера как музыкально-драматическое искусство отличается характерными особенностями и законами, поэтому отходит от влияния драматического театра, тем самым формируя свою моду.

Самая знаменитая российская рок-опера «Юнона и Авось» побывала на гастролях во Франции в далёком 1983 г. и была представлена нарядами Пьера Кардена. Позже постановка получила широкую популярность в странах Европы, США, и даже Южной Корее. Первый состав исполнителей включал Николая Караченцова, Елену Шанину, Александра Абдулова. 

Пьер Карден

Иногда это непростое дело переходит из поколения в поколение, например, дедушка Юбера де Живанши работал художником по костюмам во Франции в одном из самых значимых театров оперы и балета во всем мире — Гранд-опера. Внук продолжил его дело и в конце 90-х гг. согласился на сотрудничество с Большим театром в Москве.

Если говорить о настоящем времени, известный французский модельер Кристиан Лакруа является официальным партнёром Парижской Национальной Оперы, и уже реализовал 4 успешных совместных проекта, среди которых есть и театральная постановка «Ромео и Джульетта», и балет «Ручей». Для последнего были изготовлены роскошные костюмы, расшитые кристаллами Swarowski. 

Аззедин Алайя

Ещё один французский модельер тунисского происхождения Аззедин Алайя тоже имеет большой опыт. Кутюрье неоднократно шил одежду для балета, и с 2013 года сотрудничает с оперой. Благодаря ему опера «Свадьба Фигаро» покорила зрителей концертного зала им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.

У Алайя свое понимание структуры, геометрии и текстуры. Модельер в одном из интервью поделился, что костюмы для балета гораздо проще, чем для оперы, так как они предназначены для того, чтобы двигаться. 

Аззедин Алайя

«Свадьбу Фигаро» полюбила публика во многих странах мира. В Аргентине, Бразилии, Колумбии и Чили художником по костюмам являлась Лусиана Гутман. За многолетнюю работу с театрами она получила награды критиков за лучшие наряды к операм «Диалоги кармелиток», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тристан и Изольда», «Свадьба Фигаро».

Известный немецкий модельер и фотограф, креативный директор модного дома Chanel Карл Лагерфельд в данный момент трудится над костюмами для постановки Brahms-Schönberg Quartet в Опере Бастилии в Париже. Его наряды будут отвечать эпохе Венского сецессиона, что означает многоцветность и четкую и прямолинейную орнаментальность, данный стиль называют ещё «стилем квадрата».

Если говорить о самой колыбели зарождения оперы — Италии, то тут тоже есть чем гордиться: модельеры Дольче и Габбана, между прочим, являются официальными партнёрами знаменитого оперного театра Ла Скала.

В 2015 году в Миланской опере даже состоялось модное шоу дуэта модельеров, которое было представлено в главных оттенках интерьера театра: чёрном, белом, красном и золотом. Часть коллекции состояла из имитирующих пачки женских нарядов, которые были декорированы изображениями афиш, другая часть – из облегающих брюк и жакетов, расшитых золотом из гардероба актёров. 

Знаменитый итальянский тенор Лучано Паваротти не изменял бренду Brioni (любимая марка нашего президента В.В. Путина) и всегда выступал на сцене в фирменном костюме. Средняя цена такого мужского туалета – 5000 $.

А испанская оперная певица Монсеррат Кабалье и вовсе не имела собственного художника по костюмам, все сценическое одеяние подбирала сама - её мама была модельером. Для российской оперной дивы Анны Нетребко концертные костюмы шьёт дизайнер Ирина Витязь, а для её выступления в Ла Скала в опере «Дон Жуан» было изготовлено платье и пальто бренда Max Mara.

Анна Нетребко

Уникальные американские дизайнеры, основательницы дома моды Rodarte Лаура и Кейт Малливи попробовали себя в кинематографе при создании одежды для фильма «Черный лебедь» и для оперы Моцарта «Дон Жуан». Оперные дивы были одеты в изумительные расшитые шёлком платья. 

В нашей стране самой сенсационной оперной постановкой является «Борис Годунов». Постановка 2012 года была приурочена к юбилею композитора М.Мусоргского. Костюмы и декорации были изготовлены заслуженным деятелем искусств РФ П.М. Каплевичем и российско-американским художником Ю.Л. Купером. Общее количество всех нарядов превысило 900 единиц, а общая стоимость составила 67 млн рублей. Самыми дорогими экземплярами явились парчовые и меховые шубы, расшитые драгоценными камнями, бисером и шёлком.

Ноу-хау Павла Каплевича состояло в том, что он сымитировал вид парчи с помощью специальной машинки, вставляя в ткань золотые и серебряные нити, что позволило шубам уменьшить вес в три раза. Костюмы украшались тесьмой, лентами, стразами, жемчугом, рубинами и аппликациями. Честью носить такие царские одеяния удостоились В. Кудашев, В. Ефанова, И. Долженко.

Очень нестандартное для нас явление, но также заслуживающее внимание – это Пекинская опера. Костюмы Пекинской оперы – это элементы одежды из разных династий: Мин, Хань и Цин.

оперные кутюрье

Наряды у китайских актёров разнообразны, но распределяются по статусу и рангу. К примеру, высокопоставленные должностные лица носят манн (судебный халат) и пи (формальный костюм вне суда), военные – као, неофициальным халатом для всех представителей является сюэ цзы.

В отличие от европейских традиций данного искусства, в Пекинской опере присутствует ограниченность в тканях – обычно это шёлковые ткани. Хлопковые ткани указывают на низкий статус обладателя костюма, а цвета и конструкции вышивки тщательно контролируется. 

Несмотря на грандиозные результаты, процесс пошива костюмов для оперных постановок в любой части мира – дело нелёгкое. Во-первых, всё зависит не только от модельеров, но и от артистов, которым регулярно приходится приходить на примерку. Во-вторых, особенность оперных костюмов заключается в том, что у певцов шея должна быть обязательно свободной. В-третьих, готовые наряды должны быть представлены на сцене до показа, чтобы посмотреть, как они играют на свету, и как видны с последних рядов. Каждый костюм, ко всему прочему, защищён авторскими правами, поэтому запрещена фотосъёмка до премьеры.


 

Ирина Удахина




 

Рекомендуем

Одна за всех и все за одну!
Бунтарская жизнь одной фигуристки («Тоня против всех» реж. Крэйг Гиллеспи)
«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры»
Максимализм и талант Константина Райкина
По-цыгански и никак иначе
Праздник приближается: 10 лучших рождественских ярмарок в Европе
40-й ММКФ. Конкурс документального кино: "Генезис 2.0", "Мания"
Природа и литература. Классика языка Сергея Аксакова
Борис Кустодиев: «Я сам удивляюсь своей жизнеспособности»
Люди и Страсти Игоря Владимирова