Партнеры Живи добром

Александр Годунов: путь к славе или шаг в никуда


20 августа 1979 года. Историческая дата в жизни заслуженного артиста РСФСР, одного из самых талантливых представителей русского балета, Александра Годунова. Ровно тридцать шесть лет назад солист Большого театра принял решение покинуть страну и остаться жить в штатах. Этот поступок навсегда изменил не только его жизнь, но и судьбу возлюбленной Александра, его жены, Людмилы Власовой. 


Александр Годунов


«Потенциальный невозвращенец», «беглец», «изменник» - так называли тех, кто во времена холодной войны между советским союзом и Америкой эмигрировал за границу. В это особенно сложное для творческих людей время, когда карьерный рост подразумевал гастроли и желание показать себя всему миру, власти будто держали артистов в четырёх стенах, не давали право на выезд, всячески препятствовали переезду танцоров за рубеж. Но, как всегда, всё завязано на деньгах. Гастроли труппы Большого театра, где работал Годунов в семидесятые, приносили миллионы долларов, и, разумеется, невероятно прославляли русский балет на весь мир, что было выгодно для СССР. 


Годунову долго не удавалось добиться разрешения на выезд, так как власти опасались что он повторит путь своего коллеги и друга, Михаила Барышникова, и, воспользовавшись случаем, тоже предпочтёт не останавливаться на достигнутом и продолжать развивать карьеру, но уже на западе. Тем более что артисты советского балета имели за границей оглушительный успех. Всем было известно, что мигрировавшим в Америку Барышникову, Макаровой, Нурееву предоставлялось намного больше свободы как в творчестве, так и в светской жизни, чего так страстно желал Годунов. Вспоминая переломный момент в совместной жизни, Людмила Власова вспоминает: «Саша мечтал танцевать у Мориса Бежара, мечтал работать за границей, но Кагэбэшники сами провоцировали его на побег. Я ему твердила: потерпи, не дергайся, еще пару годков и ты будешь в советской элите, как Плисецкая, Рихтер, Карпов, Бондарчук. Я была уверена, что его станут отпускать за границу. А он не верил». 


Александр Годунов


Его не остановили ни уговоры жены, ни советы коллег по цеху, он грезил мировой славой, которая по сути оказалась лишь иллюзией райской жизни, «побегом в никуда». Бесспорно, запад ждал Годунова с распростёртыми объятиями, гастроли приносили головокружительные гонорары и бесконечные аплодисменты поклонников, но всё было не так просто. Решение переехать в США Годунов принял ещё задолго до того, как власти отпустили его в турне вместе с Маей Плисецкой, которая буквально умоляла его не совершать необдуманных действий. И оказавшись в семьдесят девятом в штатах, он был уверен в своём выборе, как никогда. После тяжелейшего расставания с любимой женой, за которым наблюдал весь мир, Александр Годунов остался совсем один. На это он никак не рассчитывал. Артист три года мучился и ждал, что жена прилетит к нему в Америку, останется с ним, но ожидания прошли впустую. 


Александр Годунов


Он стал строить жизнь с чистого листа, предстал во всей красе, как и мечтал перед американской публикой, гастролировал по Японии и Европе, завёл роман с очаровательной Жаклин Биссет, но потерял дом, родину, семью. Барышников хотел сделать из него новую звезду своего театра, помочь обрести более современный стиль танца, но Годунов наотрез отказался. Вскоре ему наскучила сцена, он устремился в Голливуд. Но роли русских террористов Александра не устраивали, а оставаться на втором плане и играть однотипных персонажей не позволяло эго. На долгие годы его окутала депрессия, он стал выпивать. Несмотря на то, что друзья и поклонники его обожали, он потерял и вдохновение, и жажду к жизни. Смерть Александра Годунова по сей день остаётся загадкой, а его судьба – отголоском меланхоличных мотивов дебютного «Лебединого озера».



Татьяна Кадьян



 

Рекомендуем

Кино. Премьера. "И грянул шторм"
Под присмотром Медузы Горгоны
ПРЕМЬЕРА А. П. Чехов «Три сестры» в БДТ
Банкирская сага в исполнении трио: спектакль «Трилогия братьев Леман»
Кровь и слезы ("Аритмия" реж. Борис Хлебников)
Изящный жест – 85 лет со дня рождения Карлоса Клайбера
Чистая поэзия Дениса Осокина
Фестиваль "StreetDoc"
Анатолий Папанов. Комик или не комик, вот в чем вопрос…
Ролан Быков: «детство – феномен выживания человека и душеобразования»