Партнеры Живи добром

Александр Кайдановский. Путь одинокого творца


Если бы можно было подобрать писателя, создавшего историю жизни Александра Кайдановского, им бы определённо стал Максим Горький. Дело в том, что он всё время  придерживался философии, поразительно схожей с жизненной позицией Кайдановского. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой» (М. Горький).


Александр Кайдановский


Друзья и коллеги вспоминают о нём как о человеке-урагане, сумасбродном и постоянно ищущем что-то в бурном потоке жизни. Он не мог поддаваться ни влиянию общественности, ни воле судьбы, постоянно сам выбирал цель и упорно шёл к ней несмотря ни на что. Казалось, для него не существует никаких преград и устоев. Вся его жизнь – это своего рода бунт, желание оставаться свободным и независимым. 


Актёр и режиссёр Кайдановский родился в Ростове - на – Дону 23 июля 1946 года. В семье между родителями были непростые отношения. После развода маленькому Саше пришлось тяжело. С самого детства у него был сложный характер, поэтому у него не получилось ужиться как с новым отчимом, так и с новой семьёй отца. Какое-то время он жил у бабушки, а потом провёл около года в интернате, после чего поступил в сварочный техникум. Совершенно неожиданно для всех в 1960-м его принимают в Ростовское театральное училище. Михаил Бушнов, его преподаватель говорил, что за необузданным характером юноши скрывается талантливая личность: «Он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» - необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое. Он был очень эгоцентричным. Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу - я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал».


Александр Кайдановский


В 1965-м он переезжает в Москву и поступает в Школу-студию МХАТ. Через год бросает учебу при Художественном театре и переводится в Щукинское училище. Его взбалмошный нрав и желание везде быть первым не позволяет довольствоваться вторыми ролями в театре им. Вахтангова, который он покидает по собственному желанию. Его не смущали ни жуткие жилищные условия, в которых родилась его первая дочь, ни наличие стабильной работы. Он менял театры один за другим: после недолгого пребывания в составе труппы театра на Малой Бронной перешел во МХАТ, который в 1972-м покинет ради работы в театре имени Гоголя, где проработает всего несколько недель. 


Леонид Филатов, говоря об Александре Кайдановском, замечает, что дружить с ним было сложно, да и человеком он был трудный, но невероятным, им невозможно было не восхищаться:он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе.


Параллельно с работой в театре он снимался в различных фильмах, самым успешным из которых стал «Сталкер» Тарковского. Его актёрская карьера начинает развиваться бурными темпами, но семейная жизнь не складывается: сразу же после расставания с Валентиной Малявиной Кайдановский снова женится на известной актрисе, Евгении Симоновой, с которой находился в браке восемь лет. Его четвёртый брак с балериной Натальей Судаковой продлился ещё меньше – всего два года. 


Александр Кайдановский


После «Сталкера» Кайдановский начинает карьеру режиссёра, снимает на «Мосфильме» драму «Гость» и картину «Простая смерть», в театре ставит спектакли «Алиса в стране чудес», «Три ножа из страны Вэй». Он продолжает сниматься и снимать, пишет сценарии для документальных фильмов, его карьера за рубежом процветает (фильмы «Дыхание дьявола», «Ноябрь», «Исповедь незнакомцу»). В 1994 он получает приглашение стать членом жюри на Каннском кинофестивале. В этом же году у него случается первый инфаркт. Актёра не стало в 1995 году, когда ему было всего сорок девять лет.


Путь Александра Кайдановского больше похож на кардиограмму, со столь резкими подъёмами и спадами, чем на монотонное течение жизни, которое можно было бы описать в двух словах. Его первая супруга, Ирина, в своих воспоминаниях рассказывала: «Саша был очень общительным, но в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла».



Татьяна Кадьян



 

Рекомендуем

Лекция «Исторический ландшафт Куликова поля»
Пропасть Пустыни («Дюна», реж. Дени Вильнёв)
Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
Осень в ароматах: сезонные фантазии парфюмеров
"Привет, красотка!"
Легендарная японская пианистка Кейко Мацуи
Лето в ЦДМ на Лубянке: мастер-классы, квесты и научные эксперименты
Мария Тенишева. Гордость всей России
«Лаборатория моды Вячеслава Зайцева». Зачёт
Русское влияние Томаса Манна