Партнеры Живи добром

Борис Владимиров - «Юмор в платочке»


Середина девяностых - включаешь телевизор и видишь двух мужчин в платочках и очках, которые  изображают  бабок. Есть что-то заведомо комичное в том, как мужчины воспринимают женскую суть, насмешка, весьма едкая.


Мужчины в образе женщин: дует «В джазе только девушки», более современная Верка Сердючка с ярко-красными губами и необъятными подушками в области бюста, Новые русские бабки в мелко цветочных юбках и много подобного. Сейчас такие номера не редкость,  но перенесемся в эпоху застойных лет Советского Союза, в эпоху развития телевидения и строго цензурированных программ и мы найдем дуэт блистательных артистов, известных более своими псевдонимами, нежели собственными фамилиями. 


Маврикиевна и Никитична - дуэт Бориса Владимирова и Вадима Тонкова. 


Борис Владимиров


Борис Владимиров родился 8 марта 1932 года. Он очень рано понял, что его призвание – сцена, наделенный яркой и эмоциональной мимикой, Борис даже на самых ранних фотографиях выделяется среди других. Он активно принимал участие в самодеятельности, организовал свой собственный театральный кружок, в котором играли его друзья и одноклассники. В шестнадцать лет Борис окончательно сделал выбор в пользу театрального факультета и сменил фамилию отца Сыромятников, которая, по его мнению, мало подходила для актера, на фамилию матери.


В эстрадных кругах его звали «Бульдозером». Целеустремленным, находчивым, но и непредсказуемым - таким видели его коллеги. Он легко сходился с людьми, умел расположить их к себе и благодаря этому добивался своего. Характер Бориса был порой вспыльчив и резок. Отчасти смешным, но все же страшным явился инцидент с Иржиной Мартинковой (в дальнейшем известный чешский режиссер), с которой он имел роман. Они вместе учились в ГИТИСе на режиссерском факультете, куда Борис был вынужден перейти с театрального отделения из-за частичной потери голоса. Он любил ее сильно, но так ревностно, что однажды во время ссоры чуть не откусил ей нос. Назревал политический  скандал,  но иностранка пожалела возлюбленного и не предъявила свои обвинения. Советские врачи быстро поправили травму, и от укуса  ревнивца не осталось и следа.


Успех и слава пришли к Борису Владимирову в 1971 году, когда он со своим одногруппником Вадимом Тонковом появились в телепередаче «Терем теремок». Это был ее первый и последний выпуск, по распоряжению председателя Государственного комитета по радио и телевещанию Лапина, ее вынуждены были прекратить.


Занимательный дуэт: две пожилые женщины, два антипода. Одна высокая, вторая чуть ниже. Одна интеллигентная, другая простая и бойкая. Интеллигентная – это Вадим Тонков, переодетый в Веронику Маврикеевну. Бойкая - Авдотья Никитична, а на самом деле Борис Владимиров. Обе в платочках и очках. Вероника Маврикиевна вдохновенно закатывает к небу глаза, Авдотья Никитична не лишена сарказма. Одна любит книги, другая стоит в очередях за колбасой. Одна жеманно накрывает верхней губой нижнюю челюсть, а вторая нижней челюстью закрывает верхнюю губу.


Старушки не были вымыслом, образы обеих взяты с родных и тщательно откорректированы. Вадим Тонков был внуком знаменитого архитектора Шехтеля, он рос среди женщин, закончивших  Смольный институт, эти женщины свободно и легко говорили за столом по-французски, как их согражданки по-русски. Черты Вероники Маврикиевны не были чужды и самому Вадиму. Он был спокойным, вежливым и обходительным в противоположность Борису Владимирову, который позволял себе хорошо отметить удачное выступление. 


Их номер стал популярным. Они поздравляли  страну с Новым годом, были завсегдатаями «Голубого огонька». Галина Брежнева пригласила их выступить перед женами членов правительства. И, несмотря на то, что в их диалогах частенько проскакивали остросоциальные,  злободневные политические мотивы, дуэт просуществовал 11 лет. И это в стране, где телеведущим запрещалось носить бороду, так как это выглядело насмешкой над Карлом Марксом.


Борис Владимиров


Старушки были удачным проектом. Расхожий образ бабушек, сидящих на лавочке возле подъезда и судачащих обо всем и обо всех, знаком каждому советскому человеку. Зрителей привлекал контраст образов, созданный актерами, за счет которого и происходила интрига.


Успех был ошеломляющим. Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична стали персонажами анекдотов, был снят фильм «Бабушки надвое сказали», сценарий и по нынешнее время довольно иронично звучит, но забавным номер делают именно актеры, которые проживают жизнь своих персонажей.


Распался дуэт в 1982 году, после этого актеры выступали сольно. Причина их расхождения так и осталась без официальной огласки. Есть предположения, что актеры не сошлись характерами и  образом жизни. А в 1988 году, в возрасте пятидесяти шести лет Борис Владимиров ушел из жизни.


Сейчас уже трудно удивить чем-то зрителя. Мы привыкаем к эксцентричным номерам, цель которых эпатировать публику, но публика уже почти все видела и не обращает особого внимания на кич. А в советском мире Вадим Тонков и Борис Владимиров, которые выступали всего-навсего в пиджаках и галстуках, а из старушечьего реквизита использовали лишь платочки и очки, выглядели чуть ли не первыми бисексуалами страны, но, несмотря на это, их юмор не звучал вульгарно, в нем  чувствовалась жизнь и искусная игра талантливых актеров.



Елизавета Романова



 

Рекомендуем

Геннадий Хазанов — артист, а не балагур
«Лаборатория русского языка» в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»
Б.В. Дуров – инженер, режиссер, настоящий мужчина
Николай Ге - пророк и новатор
Любовь, политика и юмор. "Три мушкетера" на сцене РАМТа
Фрэнк Синатра: That's Life
Монстрами не рождаются («Моя девушка – монстр», реж. Начо Вигалондо)
Остались только перья («Щегол» реж. Джон Краули)
Катрин Денев: неукротимая и строптивая
Артур Кестлер: жизнь в огне противоречий