Партнеры Живи добром

Борис Владимиров - «Юмор в платочке»


Середина девяностых - включаешь телевизор и видишь двух мужчин в платочках и очках, которые  изображают  бабок. Есть что-то заведомо комичное в том, как мужчины воспринимают женскую суть, насмешка, весьма едкая.


Мужчины в образе женщин: дует «В джазе только девушки», более современная Верка Сердючка с ярко-красными губами и необъятными подушками в области бюста, Новые русские бабки в мелко цветочных юбках и много подобного. Сейчас такие номера не редкость,  но перенесемся в эпоху застойных лет Советского Союза, в эпоху развития телевидения и строго цензурированных программ и мы найдем дуэт блистательных артистов, известных более своими псевдонимами, нежели собственными фамилиями. 


Маврикиевна и Никитична - дуэт Бориса Владимирова и Вадима Тонкова. 


Борис Владимиров


Борис Владимиров родился 8 марта 1932 года. Он очень рано понял, что его призвание – сцена, наделенный яркой и эмоциональной мимикой, Борис даже на самых ранних фотографиях выделяется среди других. Он активно принимал участие в самодеятельности, организовал свой собственный театральный кружок, в котором играли его друзья и одноклассники. В шестнадцать лет Борис окончательно сделал выбор в пользу театрального факультета и сменил фамилию отца Сыромятников, которая, по его мнению, мало подходила для актера, на фамилию матери.


В эстрадных кругах его звали «Бульдозером». Целеустремленным, находчивым, но и непредсказуемым - таким видели его коллеги. Он легко сходился с людьми, умел расположить их к себе и благодаря этому добивался своего. Характер Бориса был порой вспыльчив и резок. Отчасти смешным, но все же страшным явился инцидент с Иржиной Мартинковой (в дальнейшем известный чешский режиссер), с которой он имел роман. Они вместе учились в ГИТИСе на режиссерском факультете, куда Борис был вынужден перейти с театрального отделения из-за частичной потери голоса. Он любил ее сильно, но так ревностно, что однажды во время ссоры чуть не откусил ей нос. Назревал политический  скандал,  но иностранка пожалела возлюбленного и не предъявила свои обвинения. Советские врачи быстро поправили травму, и от укуса  ревнивца не осталось и следа.


Успех и слава пришли к Борису Владимирову в 1971 году, когда он со своим одногруппником Вадимом Тонковом появились в телепередаче «Терем теремок». Это был ее первый и последний выпуск, по распоряжению председателя Государственного комитета по радио и телевещанию Лапина, ее вынуждены были прекратить.


Занимательный дуэт: две пожилые женщины, два антипода. Одна высокая, вторая чуть ниже. Одна интеллигентная, другая простая и бойкая. Интеллигентная – это Вадим Тонков, переодетый в Веронику Маврикеевну. Бойкая - Авдотья Никитична, а на самом деле Борис Владимиров. Обе в платочках и очках. Вероника Маврикиевна вдохновенно закатывает к небу глаза, Авдотья Никитична не лишена сарказма. Одна любит книги, другая стоит в очередях за колбасой. Одна жеманно накрывает верхней губой нижнюю челюсть, а вторая нижней челюстью закрывает верхнюю губу.


Старушки не были вымыслом, образы обеих взяты с родных и тщательно откорректированы. Вадим Тонков был внуком знаменитого архитектора Шехтеля, он рос среди женщин, закончивших  Смольный институт, эти женщины свободно и легко говорили за столом по-французски, как их согражданки по-русски. Черты Вероники Маврикиевны не были чужды и самому Вадиму. Он был спокойным, вежливым и обходительным в противоположность Борису Владимирову, который позволял себе хорошо отметить удачное выступление. 


Их номер стал популярным. Они поздравляли  страну с Новым годом, были завсегдатаями «Голубого огонька». Галина Брежнева пригласила их выступить перед женами членов правительства. И, несмотря на то, что в их диалогах частенько проскакивали остросоциальные,  злободневные политические мотивы, дуэт просуществовал 11 лет. И это в стране, где телеведущим запрещалось носить бороду, так как это выглядело насмешкой над Карлом Марксом.


Борис Владимиров


Старушки были удачным проектом. Расхожий образ бабушек, сидящих на лавочке возле подъезда и судачащих обо всем и обо всех, знаком каждому советскому человеку. Зрителей привлекал контраст образов, созданный актерами, за счет которого и происходила интрига.


Успех был ошеломляющим. Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична стали персонажами анекдотов, был снят фильм «Бабушки надвое сказали», сценарий и по нынешнее время довольно иронично звучит, но забавным номер делают именно актеры, которые проживают жизнь своих персонажей.


Распался дуэт в 1982 году, после этого актеры выступали сольно. Причина их расхождения так и осталась без официальной огласки. Есть предположения, что актеры не сошлись характерами и  образом жизни. А в 1988 году, в возрасте пятидесяти шести лет Борис Владимиров ушел из жизни.


Сейчас уже трудно удивить чем-то зрителя. Мы привыкаем к эксцентричным номерам, цель которых эпатировать публику, но публика уже почти все видела и не обращает особого внимания на кич. А в советском мире Вадим Тонков и Борис Владимиров, которые выступали всего-навсего в пиджаках и галстуках, а из старушечьего реквизита использовали лишь платочки и очки, выглядели чуть ли не первыми бисексуалами страны, но, несмотря на это, их юмор не звучал вульгарно, в нем  чувствовалась жизнь и искусная игра талантливых актеров.



Елизавета Романова



 

Рекомендуем

Классик эпохи «Серебряного века» - Борис Зайцев
38-й ММКФ. Конкурс. "Центр моего мира" реж. Якоб М. Эрва
Изображая веру ("Ученик" реж. Кирилл Серебренников)
«Комедия масок VS комедия характеров»
Фильм недели. "Невероятная жизнь Уолтера Митти"
Кино. Премьера. «Находка»
Фильм недели. «Клеопатра» 1963 год
Татьяна Пельтцер – заслуженная бабушка СССР
Взгляд из-под ресниц. Навстречу дождю
Изящный жест – 85 лет со дня рождения Карлоса Клайбера