Гамлет своего времени. Джон Берримор
Одной из главных желаемых ролей любого актёра театра и кино, несомненно, является роль Гамлета. Шекспировская трагедия, в которой перемешивается мистика и смерть, вера и разум, трагедия и драма, является вершиной мастерства, которой может достигнуть не каждый. Написанная в начале XVII века, пьеса Шекспира стала самой популярной и знаменитой в мировой драматургии. Многие режиссёры показали своё видение данной пьесы. Первая постановка «Гамлета» произошла в Лондоне в 1600-1601 году, а первым исполнителем роли стал Ричард Бёрбедж. Даже сам Шекспир сыграл тень отца Гамлета в первой постановке. Далее постановка пьесы вышла за пределы Англии, и в XVII веке была завезена в Германию и Австрию. В Российской империи «Гамлет» впервые был поставлен в 1750 году в Петербурге. В то время европейские классические пьесы для русской сцены не просто переводились, а переделывались под российского зрителя, что сильно отличало их от оригинала. За четыре века известную роль в России успели сыграть такие актёры, как Леонидов, Чехов, Высоцкий, Янковский и Певцов.
В Америке прошлого века одним из известных исполнителей шекспировской драмы был Джон Берримор, который стал легендарным Гамлетом своего времени. Это был высокий, статный, с правильными манерами, благородный и мужественный мужчина, который своим талантом и игрой затмил всех. Талант актёра присутствовал в нём изначально, ведь его родители были успешными артистами театра. От судьбы никуда не скрыться, и поэтому Берримор продолжил семейную традицию.
«Он не пил, не курил, ездил на велосипеде, жил экономно, берёг каждый грош и умер в цветущем возрасте, окружённый алчной родней. Это стало большим уроком для меня»
Кто бы мог подумать, что слова, сказанные Берримором, станут судьбоносными в жизни самого актёра. Человек, который был звездой Голливуда, со временем стал олицетворением сущности «гения и беспутства». Романтические комедии или шекспировские трагедии – любой образ давался ему довольно просто и приносил популярность.
Он всё чаще играл в известных постановках, шаг за шагом набирая популярность среди ценителей высокого искусства. Его игру восхваляли не только зрители, но и режиссёры, а роли Ричарда III и Гамлета были признаны самыми лучшими работами. Театр не стал пределом таланта актёра, всё больше режиссёров приглашало его в свои экранизации. Но чем популярнее становился Джон Берримор, тем больше он пил и гулял.
«Плохо человеку быть одному, но, господи, какое же это облегчение»
Джон Бэрримор был видным мужчиной. И конечно же, любил женщин. И даже два неудачных брака не убили в нём любовь к прекрасному полу. С началом века звукового кино Джон расцвёл ещё больше. «Доктор Джекил и мистер Хайд», «Шерлок Холмс», «Морское чудовище» принесли ему огромный успех и третий брак с актрисой по фильму Долорес Костелло. Но привычный образ жизни не дал ему двигаться вперёд, и Берримор начал совершать ошибки. Его любовь к алкоголю не давала ему работать. Он начал забывать тексты, опаздывать на съёмки и даже мог совсем не прийти на рабочую площадку. Но слава легендарного актёра была еще жива, поэтому многое ему прощалось.
В середине 30-х годов XX века в Голливуде большую популярность набирали экранизации шекспировских пьес. Известный в то время продюсер Дэвид Селзник решил попробовать Берримора в роли Гамлета в одноимённом фильме. Но разгульная жизнь потихоньку разрушила в нём блестящий талант, и ему досталась лишь роль второго плана в «Ромео и Джульетте», и лишь потому, что такого рода экранизация требовала известных имён. Дальнейшие его роли были лишь в малобюджетных картинах, где чаще всего он играл отрицательных персонажей. Джон Берримор продолжал выступать в театре, но зрители приходили посмотреть не на блестящую игру, а на его позор. Он всё чаще забывал слова и придумывал текст на ходу, не мог до конца отыграть спектакль. А 29 мая 1942 года умер от отравления алкоголем. Каким бы ни был Джон Берримор в действительности, он всё же остался мастером американского искусства театра и кино. Об этом свидетельствуют его лучшие роли и звезда на голливудской «Аллее славы».
Римма Бадыкшанова
|
Рекомендуем |