Партнеры Живи добром

Госпожа Мессерер. Королева русского балета


«Это был ее танец — и ей казалось, что танцует она его без всяческих намеков,

 пусть даже некоторые, мужчины в каждой  девушке видят намек.»

 "Цитата из книги" Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Издержки хорошего воспитания»


Звезда юной Суламифь ярко зажглась, когда ей было всего шестнадцать лет. Едва окончив хореографическое училище, она сразу стала блистать на сцене Большого театра. Она училась у лучших – именитые Тихомиров и Гердт помогли будущей приме создать неповторимый стиль танца и отточить технику, тем самым сделав её единственной звездой балетной сцены. Но самой влиятельной балериной века её сделала не только репутация непревзойденной танцовщицы. В 1980-м году Суламифь Мессерер решается на рискованный шаг, и во время гастролей в Лондоне вместе с сыном просит политического убежища в Великобритании. 

Суламифь Мессерер

Её приглашали работать крупнейшие театры мира, о ней говорили в Европе и в Азии как о самой выдающейся балерине того времени, в труппе Большого её просто боготворили. После первых же гастролей о виртуозной манере ещё совсем юной Суламифь Мессерер двигаться заговорил весь мир. В 1930-м ей удалось не просто покорить Париж, но и получить приглашение остаться во Франции (следом за Ольгой Преображенской и Любовью Егоровой). Но госпожа Мессерер была не так глупа, чтобы разменять титул действующей примы на место преподавателя в частной балетной школе, и она продолжила осваивать новые партии и приковывать к себе внимание миллионов зрителей по всему свету. 

Она была необычайно творческим человеком, неудивительно, что госпожа Мессерер решила связать себя узами брака с человеком оригинальной профессии. Побывав на одном из цирковых представлений, совершенно случайно знакомится с одним из акробатов – автомобилистов. Именно её муж, Григорий Левитин, привил артистке страсть к автомобилям (Суламифь одна из первых получила личное авто и обожала гонять). 

Суламифь Мессерер

Среди самых лучших её ролей есть и Тао Хоа из «Красного мака», и Китри из «Дон-Кихота», и Суок из «Трёх толстяков», которые она исполняла блестяще, так, что ни одной балерине не удалось скопировать её непревзойдённый стиль. Тем не менее, сама Суламифь не просто поделилась им со всеми учениками, но и старалась привить его не только там, где прожила большую часть времени, в Лондоне, преподавая в Ковент-гардене. Благодаря советской приме сформировалась школа балета в Японии, а в Англии сама Ниннет ди Валуа, создавшая Лондонский королевский балет, позаимствовала уникальные методы преподавания мадам Мессерер. Кстати, именно такой титул даровала балерине королева Елизавета II за особый вклад в развитие искусства, как в Великобритании, так и во всей Евразии.  

Поколение Суламифь открыло для семейства Мессерер эпоху танцевального величия: её брат, Асаф Мессерер, также был педагогом и артистом советского балета, сын, Михаил, разделил дело матери и пошёл по её стопам, став балетмейстером. Но по-настоящему продолжила путь мадам Мессерер её приёмная дочь и племянница, Майя Плисецкая. Во времена постоянных арестов, когда сестра Суламифь, актриса немого кино Ра Мессерер лишилась свободы, Суламифь взяла к себе Майю. Она настолько вдохновенно танцевала и преподавала, что сумела передать это дело своей племяннице, подтвердившей королевский титул семейства Мессерер на большой сцене. 



Татьяна Кадьян


 

Рекомендуем

Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
XI фестиваль VIVACELLO
Василий Лановой-«Вася Сиятельство!»
Культурные стартапы
Роберт Фрост. Тихая тень в непохожем мире
Комарово. Дачники столетие назад
Без чего не обойтись этим летом
С днём рождения, Курт!
«Настоящий балет» Юрия Григоровича
Человек своей эпохи Борис Полевой