"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo
«Долорес Клэйборн» - один из уникальных моноспектаклей от Коляда-Театра, представленных в Москве в рамках международного театрального фестиваля «Solo». Психологический триллер Стивена Кинга о простой женщине с непростой судьбой впервые нашёл своё сценическое воплощение в России. Маленькое пространство зала «На страстном» все 100 минут спектакля было окутано тьмой, из которой периодически возникали символичные предметы: бумажные птицы, подвязанные на верёвочках, круг от прожектора, напоминавший луну, небольшое полотно из газетных страниц, которое превращается в бездонный колодец, лестница, бельевая верёвка в чёрном углу. Считается, что такое количество декораций на сцене в рамках моножанра перекрывают игру актёра, но только не в этой пьесе. Нужно отдать должное режиссёру Александру Сысоеву, всё музыкальные и визуальные эффекты помогают зрителю не только понять, но и увидеть, каково это жить на краю пропасти вдали от счастья и свободы. Абсолютно адекватна пространству была исполнительница главной роли Вера Цвиткис: хрупкая, в черном платье, бледное лицо, большие глаза, огненно-рыжие волосы. Постепенно «рисуя» белой верёвкой в тёмном углу дом, она медленно и сурово, с поразительно открытостью рассказывает историю убийства собственного мужа. Долорес не хвастается, не оправдывается, не пугает, а просто исповедуется.
Её жизнь - тяжелый труд, несчастливый брак, побои и нищета, страдания и унижения, боль и страх за своего ребенка. Но автор показывает, что не только бедным достаются испытания судьбы. Тяжёлый выбор приходится делать каждому. Работодательница Долорес – капризная Вера Донован проходит в свое время тот же путь унижений и страданий. И в минуту отчаяния главной героини Вера не только не увольняет свою работницу, но и поддерживает ее – настолько, насколько возможна поддержка между двумя женщинами, разделенными социальным положением и своим собственным горем. «Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить. Иногда женщина только тем и держится, что она стерва» - говорит Вера, укрепляя тем самым решение Долорес убить мужа. Игра Веры Цвиткис завораживает и не отпускает до самого конца. Её перевоплощения в других персонажей романа были практически незаметны, а в сценах ужаса на помощь приходило очень удачно подобранное световое решение: на фоне полотна из газет, тень главной героини передавала все кошмары Долорес. Залезая на лестницу, актриса будто повисала в воздухе. Свет падал только на её бледное лицо, а всё остальное тонуло во тьме. Казалось, что страхи, преследующие женщину, вот-вот ворвутся в реальную жизнь, и уже не только она, но и весь зал будет убегать и прятаться от «мусорных кроликов».
Нужно отметить, что этот спектакль-исповедь намного ближе к первоисточнику, нежели голливудская киноверсия 1995 года с Кэти Бейтс в главной роли. Роман написан от первого лица и думается, что произведения такого формата созданы Кингом именно для театральных постановок. Перед началом спектакля художественный руководитель театра Николай Коляда заверил зрителей, что несмотря на специфику жанра, данная постановка имеет большой успех у публики и постоянно собирает аншлаги. Это неудивительно, ведь каторжная и несправедливая жизнь Долорес, подробно описанная в романе, хорошо известна каждой второй женщине. Её история вызывает сочувствие, а убийство – оправдание. Но автор не выносит приговор, а напоминает, что «вся жизнь человеческая состоит из того, чтобы делать выбор, да вовремя уплачивать по счетам...».
Марина Чурсинова |
Рекомендуем |