Партнеры Живи добром

Как мальчик стал мамой: моноспектакль «Семен» (Фестиваль моноспектаклей SOLO)


В московском театральном центре «На Страстном» уже в двенадцатый раз прошел международный фестиваль моноспектаклей SOLO.

6 октября на сцену вышел болгарский артист Димитр Марков с трогательным повествованием «Семен» по одноименному рассказу Андрея Платонова.

Постановка является дипломной работой режиссера Ивайло Гандева. В своем спектакле он объединил два небольших рассказа русского классика. 


Моноспектакль «Семен»


«Рассказ «Семен» долго сопротивлялся тому, чтобы стать спектаклем, и тогда я решил использовать материал еще одного произведения — рассказа «Осьмушка», — признается режиссер.

Речь идет о жизни семилетнего Семена Пономарева, отец которого с утра до ночи занят работой в кузне, а мать тяжело трудится по дому и постоянно рожает мальчишке сестер и братьев. На малолетнем Семене лежит вся ответственность за младших, и он рано становится взрослым не по годам. После очередных родов мать умирает, оставляя на попечении родных новорожденную девочку. Неожиданно для отчаявшегося отца, мальчик принимает недетское решение заменить в доме маму.

К рассказу «Семен» Андрей Платонов сделал краткую ремарку — «из старинных времен». Насколько давние времена представлены в спектакле, зрителю понять непросто, ведь в самом начале звучит нехитрая мелодия из старой музыкальной шкатулки, а затем звуки советской радиопередачи. Время действия в маленькой философской притче, воспроизведенной на сцене, не имеет большого значения. Актер и режиссер чрезвычайно простыми средствами воплощают в своей работе извечную истину о том, что настоящим человеком можно быть в любом возрасте, в самых сложных обстоятельствах, во все времена. Маленький мужчина Семен заряжен удивительной внутренней силой и чистотой помыслов. Его детская душа не затронута невыносимыми условиями жизни, казалось бы, совершенно невозможной для столь юного существа. 


Моноспектакль «Семен»


Актер Димитр Марков выбрал правильную линию ведения роли: даже не пытаясь изображать ребенка, он играет Человека, который, несмотря на невыносимость бытия, не утратил способности видеть мир во всей его живой полноте. Актер изначально одинок на сцене. У него нет ничего, кроме детской коляски и нескольких кукол. Гениальный платоновский текст Димитр Марков читает от лица своего героя — это единственное и вполне органичное отступление от авторской правды.

Артист рассказывает зрителю о детстве. Это краткое, но незамутненное и искреннее состояние человека, дает ему силы преодолеть то, что не всегда способен вынести взрослый. Семен любопытен и открыт миру. Он запросто общается с букашками и червями, верит, что его может услышать мама, ушедшая в иной мир. Он не умеет поверить только в смерть, оттого его спокойная жертвенность не фальшива, а оправдана уже сложившейся основательностью характера юного героя.

Для каждого персонажа, изображенного на сцене, актер находит одну важную деталь. Отец Семена постоянно прикрывает глаза рукой, чтобы не видеть безысходность бедности и нищенского существования. Мать всегда держит на вытянутых руках очередного младенца и уже давно не видит в старшем сыне ребенка. И только дети распахнуты миру и ничем не прикрыты в своем, пока еще детском, но извечном человеческом одиночестве. 


Моноспектакль «Семен»


Одиночество актера на сцене — момент ответственный и волнительный. Об этом рассказал зрителям исполнитель всех ролей в спектакле Димитр Марков:

«В моноспектакле актер должен быть на сто процентов органичен, он должен «здесь и сейчас» присутствовать в полной своей актерской природе. Тут не за чем скрыться. И в этом преимущество: ты можешь выйти на сцену и предстать перед залом таким, какой ты есть. Только ты обязан не обмануть ожиданий. Конечно, очень приятно, когда весь зрительный зал целый час смотрит только на тебя. В этом смысле моноспектакль — настоящее удовольствие. Но только если представление удалось».

В фестивальный вечер актер истово и мощно захватил внимание зала. С самого начала действия зрители словно боялись вздохнуть, проникая в глубину платоновской прозы с ее обычной суровой тематикой сюжета и светлой победой человеческого духа.

«Это твое самое лучшее выступление», — сказал своему артисту режиссер Ивайло Гандев после спектакля. 


Дарья Евдочук



 

Рекомендуем

Бесконечная история театра имени Е. Вахтангова
N.LEGENDA представит коллекцию ISSUE 9 "HURRICANE RIOT" на 35 сезоне MBFW Russia
Fashion-индустрия и коронавирус: а что сегодня?
LOOK@Dance Finland
«Феликс Петуваш. Полет над тернами»
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
«Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуард Володарский
Одержимые книгами. Истории знаменитых библиофилов
Индийская мода. Имперский стиль без перегибов