Как мальчик стал мамой: моноспектакль «Семен» (Фестиваль моноспектаклей SOLO)
В московском театральном центре «На Страстном» уже в двенадцатый раз прошел международный фестиваль моноспектаклей SOLO.
6 октября на сцену вышел болгарский артист Димитр Марков с трогательным повествованием «Семен» по одноименному рассказу Андрея Платонова.
Постановка является дипломной работой режиссера Ивайло Гандева. В своем спектакле он объединил два небольших рассказа русского классика.
«Рассказ «Семен» долго сопротивлялся тому, чтобы стать спектаклем, и тогда я решил использовать материал еще одного произведения — рассказа «Осьмушка», — признается режиссер.
Речь идет о жизни семилетнего Семена Пономарева, отец которого с утра до ночи занят работой в кузне, а мать тяжело трудится по дому и постоянно рожает мальчишке сестер и братьев. На малолетнем Семене лежит вся ответственность за младших, и он рано становится взрослым не по годам. После очередных родов мать умирает, оставляя на попечении родных новорожденную девочку. Неожиданно для отчаявшегося отца, мальчик принимает недетское решение заменить в доме маму.
К рассказу «Семен» Андрей Платонов сделал краткую ремарку — «из старинных времен». Насколько давние времена представлены в спектакле, зрителю понять непросто, ведь в самом начале звучит нехитрая мелодия из старой музыкальной шкатулки, а затем звуки советской радиопередачи. Время действия в маленькой философской притче, воспроизведенной на сцене, не имеет большого значения. Актер и режиссер чрезвычайно простыми средствами воплощают в своей работе извечную истину о том, что настоящим человеком можно быть в любом возрасте, в самых сложных обстоятельствах, во все времена. Маленький мужчина Семен заряжен удивительной внутренней силой и чистотой помыслов. Его детская душа не затронута невыносимыми условиями жизни, казалось бы, совершенно невозможной для столь юного существа.
Актер Димитр Марков выбрал правильную линию ведения роли: даже не пытаясь изображать ребенка, он играет Человека, который, несмотря на невыносимость бытия, не утратил способности видеть мир во всей его живой полноте. Актер изначально одинок на сцене. У него нет ничего, кроме детской коляски и нескольких кукол. Гениальный платоновский текст Димитр Марков читает от лица своего героя — это единственное и вполне органичное отступление от авторской правды.
Артист рассказывает зрителю о детстве. Это краткое, но незамутненное и искреннее состояние человека, дает ему силы преодолеть то, что не всегда способен вынести взрослый. Семен любопытен и открыт миру. Он запросто общается с букашками и червями, верит, что его может услышать мама, ушедшая в иной мир. Он не умеет поверить только в смерть, оттого его спокойная жертвенность не фальшива, а оправдана уже сложившейся основательностью характера юного героя.
Для каждого персонажа, изображенного на сцене, актер находит одну важную деталь. Отец Семена постоянно прикрывает глаза рукой, чтобы не видеть безысходность бедности и нищенского существования. Мать всегда держит на вытянутых руках очередного младенца и уже давно не видит в старшем сыне ребенка. И только дети распахнуты миру и ничем не прикрыты в своем, пока еще детском, но извечном человеческом одиночестве.
Одиночество актера на сцене — момент ответственный и волнительный. Об этом рассказал зрителям исполнитель всех ролей в спектакле Димитр Марков: «В моноспектакле актер должен быть на сто процентов органичен, он должен «здесь и сейчас» присутствовать в полной своей актерской природе. Тут не за чем скрыться. И в этом преимущество: ты можешь выйти на сцену и предстать перед залом таким, какой ты есть. Только ты обязан не обмануть ожиданий. Конечно, очень приятно, когда весь зрительный зал целый час смотрит только на тебя. В этом смысле моноспектакль — настоящее удовольствие. Но только если представление удалось».
В фестивальный вечер актер истово и мощно захватил внимание зала. С самого начала действия зрители словно боялись вздохнуть, проникая в глубину платоновской прозы с ее обычной суровой тематикой сюжета и светлой победой человеческого духа.
«Это твое самое лучшее выступление», — сказал своему артисту режиссер Ивайло Гандев после спектакля.
Дарья Евдочук
|
Рекомендуем |