«Комедия масок VS комедия характеров»
Восемнадцатый век, богатый на звучные имена, был, как известно, эпохой перемен, когда сотни умов были нацелены на поиск новых идеалов. После «темного» Средневековья и религиозных войн Раннего Нового времен Европе наконец-то удалось вздохнуть полной грудью. Общество оживало. Искусство и литература, освобождаясь от церковных догматов, постепенно теряли свою элитарность, становились ближе к народу. Голос получила буржуазия, сыгравшая не последнюю роль как в политических, так и в экономических событиях столетия и последующего исторического периода. В этот великолепный, рафинированный век родился Карло Гольдони – реформатор театра и один из выдающихся итальянских драматургов, превративший устаревшую комедию масок в комедию места и характеров. К Гольдони, в отличие от его кумира – Мольера, судьба оказалась более благосклонна. Он родился в Венеции в большом и красивом доме своего деда, построенном еще в 15 веке в свойственном тому времени готическом стиле. Изучал медицину и юриспруденцию. Большую часть жизни прожил в достатке, а самое главное – получил признание современников еще при жизни. В наше время так мог бы выглядеть интернет-профиль итальянского новатора в социальных сетях.
Карло Гольдони «Я — это я! Ко мне нужно относиться с уважением».
День рождения: 25 февраля 1707г. Родной город: Венеция Семейное положение: женат Место учебы: иезуитская коллегия в Перудже, доминиканская коллегия в Римини, Моденский университет Языки: итальянский, французский Интересы: театр!
Хотя, «лайки» человечеству еще были не знакомы, Карло получил известную долю популярности довольно рано. Так, вылетев из Павии за сатиру на своих учителей, он начал пробовать свои силы в драматургии. Первые его работы, если не считать детских и юношеских экспериментов, не возымели возложенного на них успеха, а если говорить честно, то просто провалились. Связано это, как считают некоторые исследователи, с тем, что Гольдони первоначально взялся не за тот жанр. Как станет ясно впоследствии комедии получались у драматурга намного лучше. В них он смог отойти от закостеневшей комедии масок и раскрыть всю силу своего таланта – лишь за один 1750 г. Карло Гольдони создал 16 произведений, четыре из которых получили одобрение зрителей и критиков.
В ХVIII веке Венеция не утратила еще своего лоска и по количеству театров превосходила даже Париж. Поэтому Гольдони, еще будучи студентом, без особого труда путешествовал вместе с бродячими актерами, а в последствии стал драматургом труппы Медебака. Благодаря мемуарам драматурга нам известно о его противостоянии с театральной примой, которая часто сказывалась больной, но как только дело доходило до главных ролей, ее недомогание исчезало как тучки с ясного неба. Постоянно наблюдая перед собой такой яркий пример людской хитрости, Гольдони написал пьесу «Мнимая больная». Актрисе так понравился сценический образ, и она настолько вжилась в роль, что постановка получила небывалый успех.
Другой случай из жизни Карло Гольдони повествует о том, как автору симпатизировала молодая актриса, которой хотели дать главную роль. Однако из-за того, что ее более опытная коллега была возмущена перспективой остаться на вторых ролях, автору ничего не оставалось, как написать роль и для нее. В результате, несмотря на то, что обе женщины выступали в главных ролях, удача оказалась на стороне более молодой лицедейки. Возвращаясь к жизненному пути Гольдони стоит отметить, что венецианская публика предпочла его реалистическим пьесам более схематичные и фантастические комедии Гоцци. Однако Гольдони горевал не долго, т.к. уже после 1762 г. получил приглашение от дирекции итальянского театра в Париже, где он не только продолжил писать для театра, но и стал преподавать итальянский при дворе. Благодаря любви Гольдони к красивой жизни до нас дошло множество описаний быта французского двора того времени.
На родину драматург уже не вернулся и скончался в 1793г. в Париже. Авторству Гольдони принадлежит более 100 произведений, особую известность из которых получили «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара» и «Трактирщица». Отечественный зритель знает работы Гольдони благодаря замечательной советской экранизации «Слуги двух господ» или «Труффальдино из Бергамо» с обворожительным Константином Райкиным в главной роли. Анна Чебурахина
|
Рекомендуем |