Партнеры Живи добром

Комедийная хоромина - театр превосходства


Театр, имеющий невероятные размеры для тех времен, площадь которого около 90 квадратных саженей. Место, в котором зритель чувствовал себя особенным с каждой проведенной там минутой, сидя на деревянных скамьях в окружении зеленого сукна. Комедийная хоромина – первое сооружение, названное театром. Хоромина была возведена в 1672 году по приказу самого царя Алексея Михайловича в Преображенском, недалеко от Москвы. 

 
Внутри театр поражал. Недалеко от простых зрителей располагался самый важный и значимый гость театра - правитель Руси. Место его, обитое красным сукном, возвышалось среди остальных, ясно давая понять, что нет никого выше. Для его царицы также были отведены особые места, которые назывались «клети», они были похожи на некие ложи, отделенные решеткой и массивными перилами. Сцена этого новейшего театра занимала примерно 55 кв. саженей, что являлось большей частью всего сооружения. Из этого соотношения можно понять, что спектакли проводились на "высшем уровне", с большим размахом и немалой эффектностью. Невероятно то, что для сценических костюмов было решено использовать самые дорогие материалы, такие как атлас, шелка и кружева. Бутафорским являлись только отрубленные головы, применяемые для большего эффекта. В спектакле также применялись и звукосветовые эффекты.

Комедийная хромина

Весной 1672 года одному из служивших царю, а именно полковнику Стадену, часто проводившему время за границей, было поручено одно очень интересное дело. Ему требовалось найти и доставить к государю на службу таких людей, "которые б умели всякие комедии строить". Не самая легкая просьба, да и к тому же не столь понятная. Отправленному полковнику Стадену царское поручение выполнить, к сожалению, не удалось. Причиной послужило то, что найденные творческие люди за границей не имели ни единого представления о настоящей Москве. Все они были напуганы страшными сказками, рассказываемыми сплетниками, о России. Возвратившийся полковник доложил эти сведения царю, однако, это не повлияло на решимость государя организовать театр. И царь без сомнений нанял пастора из Германии - Иоганна Грегори, чтобы тот взял командование постройкой в свои руки, приказав "Учинити комедию", а "на комедии действовать из Библии книгу "Есфирь". После окончательных штрихов и был возведен театр, впоследствии названный Комедийная хоромина. Труппу театра из шестидесяти четырех человек набрали из иноземцев-детей, живших в Москве. Пастор Грегори и переводчик посольского приказа Юрий Гивнер занимались основами: сюжетом и отработкой текста на библейский сюжет. Сначала поставленная пьеса была написана на немецком языке, и только потом изложена на русском, однако, все репетиции в театре проходили на двух языках. 17 октября 1672 года состоялось первое представление великого русского театра. Спектакль "Есфирь", или по-другому "Артаксерксово действо", имел ошеломительный успех.

Сейчас мы можем только представить масштабы и особенности прославленного спектакля. Пьеса была настолько велика, что длилась десять часов подряд, без перерывов на антракт. А зрители, присутствовавшие в зале, остались под большим впечатлением от увиденного, ведь такого до этого не видел еще никто. 

 

Ломтадзе Кристина




 

Рекомендуем

MBFW Russia SS’18: итоги 3 дня
XVIII New British Film Festival. "Божья земля"
Необычное собеседование в театре Российской армии: премьера психологического детектива «Метод Гронхольма»
Монстрами не рождаются («Моя девушка – монстр», реж. Начо Вигалондо)
Завет Рериха
Простая геометрия Кардена
Герман Мелвилл. Матрос, таможенник, писатель
Эрик Берн «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы»
Обзор литературных премий
Питер Паркер в школе и дома ("Человек-паук: Возвращение домой" реж. Джон Уоттс)