Партнеры Живи добром

Малый театр – зеркало российской истории

26 октября 1824 года в Москве увертюрой Верстовского состоялось торжественное открытие Малого театра. Именно этот день можно считать рождением того театра, который мы можем видеть сегодня, прогуливаясь по Театральной площади. Однако сама труппа театра начала своё существование задолго до того, как было построено знакомое нам здание Малого театра на бывшей Петровской улице.

Происхождение Государственного академического театра России невозможно рассматривать вне контекста истории всего российского театра и истории самого государства. До возникновения Малого в Россию приезжали на гастроли заграничные труппы из Италии, Германии, Франции, разыгрывавшие свои пасторальные пьесы. Увы, эти постановки не пользовались большим успехом, потому что не имели ничего общего с российскими реалиями. Вместе с этим, ещё со средневековых времен продолжало своё существование и площадное искусство в виде балаганов, т.е. небольших построек на площадях, где выступали скоморохи и лицедеи. Так и при императорском дворе чаще всего имелась театральная труппа, а приближенная ко двору знать могла позволить себе собственные крепостные театры.

В 1755 году императрица Елизавета Петровна выпустила указ о создании Московского Университета, при котором зародилась университетская театральная труппа. Просуществовав чуть больше двадцати лет под крылом Университета, для труппы был учреждён отдельный театр – Большой Петровский, получивший статус Императорского. Императорские театры были созданы также благодаря Елизавете Петровне годом позже, нежели Московский Университет. Они существовали за казенный счет, находясь под руководством царского двора. Крепостные крестьяне, попадавшие в театры, становились свободными.

Maly.jpg

В 1803 году, при Александре I, произошло разделение театра на музыкальный и драматический. Образовались две труппы, продолжавшие играть на одной сцене. К 1824 году было построено здание Малого театра, и в него въехала драматическая труппа. Спустя год, открылся и Большой. Название «малого» изначально было обычным обозначением размера постройки, но позже «Большой» и «Малый» стали именами собственными. Единство коллективов сохранялось вплоть до 1917 года в силу общего руководства, администрации и костюмерной. Долгое время здания даже были соединены подземным ходом, по которому передвигались актёры.

Итак, открытие Малого театра пришлось на один из самых романтичных во всех смыслах период Российской действительности: расцветает эпоха романтизма, воспевающая природность, духовный мир человека и принципы свободы от классицистических форм. В произведениях романтиков слышны страстные идеи независимости и силы человеческого духа. В тот же год Пушкин отправляется в ссылку в Михайловское за увлечения атеистическими учениями, а до восстания декабристов на Сенатской площади остаётся ещё год. Быть может, неслучайно в одно и то же время были выпущены указы Елизаветы об учреждении театров и университета? Ещё Петром Великим был взят курс на Запад, и во всех своих стремлениях Россия пыталась не уступать Европе. Малый театр, вместе с Отечеством, перенимал европейское свободомыслие.

Ещё в конце XVIII века, до открытия нового здания, бывший университетский состав находился под влиянием идей прогрессивных интеллектуалов, в рядах которых популяризировали, прежде всего, антикрепостнические взгляды. Позднее на сцене Малого театра, ещё при жизни Пушкина, ставились спектакли по его произведениям. В репертуар были включены спектакли по Гоголю, Грибоедову и многим другим передовым писателям того времени. Подтвердив свою правоту в романтических идеях равенства, Малый театр прославили и возвеличили актёры, бывшие ранее крепостными крестьянами: Мочалов сломал прежние каноны декламации и торжественности игры: на сцене теперь главенствовали эмоциональность Гамлета и Чацкого. Великим Щепкиным с комизмом обыгрывались такие типичные представители общества, как Фамусов из «Горя от ума» и Городничий из «Ревизора».

Ещё одно название Малого театра – «Дом Островского». В середине XIX века писатель приходит в театр и становится в нём основным драматургом. Лучшие женские роли в его спектаклях были исполнены Марией Николаевной Ермоловой. Она была одной из самых популярных актрис рубежа XIX-XX веков, была обожаема любой публикой: от родовитых дворян до рядового пролетариата. Как-то раз, в день юбилея Ермоловой, поклонники, схватив на улице её пролетку, довезли Марию Николаевну от театра до самого дома. Сразу после революции театр рисковал быть закрытым, однако, этого не произошло, но репертуар был значительно изменён в сторону более актуальной социалистической эстетики.

Малый театр

С подмостков Малого Театра вышли такие широко известные актёры, как Юрий Соломин – нынешний художественный руководитель, Виталий Соломин, Элина Быстрицкая, Александр Михайлов, Борис Клюев и многие другие. Имя Щепкина закреплено за театральным училищем при Малом театре, а имя Ермоловой – за Московским драматическим театром на Тверской улице, руководитель которого – выпускник той же «Щепки» Олег Меньшиков.

«Без театра нет нации», - говорил Александр Островский. Стало быть, театр – это место, посещая которое люди из разных городов, с разным достатком и даже разным образованием начинают одинаково понимать то великое, признанное, высокое искусство, которое в реальности достигает своей высоты за счет того, что объединяет миллионы людей. Оно заставляет задуматься над равно актуальными для нас всех вещами, будь то маленький человек Акакий Акакивич, который никогда не исчезнет, или же о другом вечном вопросе: кто есть правитель – отродье сатаны или добрый король Ричард III. Пока существует российский театр и Малый, как один из первых его представителей, существуем и мы как объединенное сообщество, называющееся нацией.

 

Саша Скворцова




 

Рекомендуем

Юрий Яковлев. Актер больших ролей
Джанфранко Ферре – итальянец, покоривший Францию
В ожидании конца («Чёрный дрозд», реж. Роджер Мишелл)
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Второй день
Кристиан Диор: «Простота, хороший вкус, привычка следить за собой. Вот основа стиля»
Уильям Моррис: эстетика и гармония жизни
Потребляю – значит, существую. О дивный Новый мир
Мюзикл «Золушка» раскроет главные секреты постановки
Как разглядеть душу осьминога?