Марина Влади. Сюжет для большого романа
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
В. Высоцкий
Женщина невероятной красоты и магнетического обаяния. Актриса с удивительной способностью передавать темную сторону женского естества. Француженка с русскими корнями. Советский зритель узнал и полюбил ее после выхода в прокат фильма «Колдунья», снятого по мотивам повести Куприна «Олеся». Эта картина окажется для нее пророческой: в своей актерской среде ее станут называть колдуньей. Жена, муза и роковая любовь Владимира Высоцкого. 10 мая 1938 г. во французском городке Клиши-ла-Гаренн родилась Марина Влади.
Дочь русских эмигрантов периода Первой Мировой войны Владимира Васильевича Полякова-Байдарова и Милицы Евгеньевны Энвальд. Выросшая в творческой среде: отец – артист оперных театров Парижа и Монте-Карло, мать – балерина, Марина сначала пытается пойти по стопам матери и всерьез обучается по классу классической хореографии в училище при Гранд-Опера, но карьера танцовщицы не складывается. Зато уже в одиннадцать лет она первый раз сыграет в эпизодической роли в картине Ж.Жере «Летняя гроза». После удачного дебюта Марина начинает активно сниматься не только во Франции, но и в Италии. И в последующие пять лет ее фильмография пополняется блестящими актерскими работами. В двух фильмах «Черные перья» и «Дни любви» ее партнером по площадке является Марчелло Мастроянни. Но первые достижения в кинокарьере омрачаются смертью отца, в память о котором она берет псевдоним, образованный от его имени, и становится Мариной Влади.
Между тем жизнь не стоит на месте. Марина на волне успеха. Новые роли, новые знакомства. Судьба готовит ее к встрече со своим первым мужем Робером Оссейном, французским актером и режиссером. В 1954 г. они вместе снимаются в его картине «Мерзавцы попадают в ад». Он безумно влюблен. Первая их встреча состоялась несколько лет назад, когда она была еще девочкой-подростком. Но уже тогда Марина произвела на него неизгладимое впечатление: «Она похожа на ангела! Лучистые глаза, бледная кожа! Такая хрупкая, эмоциональная, нежная!».
В 1955 г. на экраны выходит «Колдунья» - фильм, ставший ее визитной карточкой в СССР, а спустя много лет сыгравший с Мариной злую шутку. Андрей Тарковский, попробовав ее на главную роль в свою новую картину «Зеркало» и посмотрев отснятый материал, понял, что зрители будут отвлекаться, увидев на экране Колдунью, и утвердил Маргариту Терехову. В 1956 г. Жорж Лампен пригласил Влади и Оссейна вместе сниматься в экранизации «Преступления и наказания» по мотивам романа Достоевского. На съемках этой ленты они расписались. И хотя совместная жизнь продлилась недолго, у них родились два сына Игорь и Петр.
В самом конце своего брака в 1959 г. звездная пара приехала в СССР на открытие Московского кинофестиваля. Марина Влади была для советского зрителя западной кинозвездой, олицетворением женщины экзотической красоты, чаровницей-дикаркой, в то время как Оссейна в Союзе пока еще не знали. Его звездный час придет несколькими годами позже, когда он сыграет Жоффрейа де Пейрак в саге про судьбу и приключения Анжелики. Кстати, изначально роль прекрасной маркизы предложат Марине Влади, но она откажется, не желая сталкиваться с бывшим мужем на площадке.
Карьера французской дивы стремительно идет вверх. Режиссеры начинают в ней видеть актрису, способную воплотить на экране самые темные женские стороны. В 1962 в киноальманахе «Семь смертных грехов» в новелле Жан-Люка Годара «Лицемерие» Марина создаст образ мстительной, двуличной владелице магазина, погрязшей в любовных страстях. А уже через год выйдет картина Марко Феррери «Современная история» (в русском прокате «Королева пчел»), в которой Марина Влади перевоплотится в стервозную нимфоманку, за что возьмет каннскую пальмовую ветвь в номинации «Лучшая актриса».
В этом же актёрском проявлении талант Влади будут использовать и венгерские режиссёры Миклош Янчо в «Сирокко» и Марта Мессарош в «Их двое», где есть небольшая сцена, в которой единственный раз на экране Влади и Высоцкий сыграют вместе.
А пока 1963 г. Актриса во второй раз вступает в законный брак. Ее новый избранник, Жан-Клод Бруйе, далек от искусства. Он пилот и владелец авиакомпании в Африке. Но и вторая попытка обрести семейное счастье не увенчается успехом, спустя три года пара разведется. Он поставит условие или дом или работа, Марина, не задумываясь, выберет профессию. В этом браке на свет появится третий сын Владимир, названный в честь отца актрисы.
Через несколько лет в стране Союзов в жизнь Марины войдет еще один Владимир, третий после отца и сына, и навсегда соединит француженку с русской душой, с ее альма-матер. В 1967 г. очередной раз приехавшая на Московский кинофестиваль, Марина Влади по приглашению друзей и их обещанию – увидеть «одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого» оказывается на спектакле «Пугачев» скандального «Театра на Таганке». В своих мемуарах она напишет: «я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера». В тот же вечер состоится и их первое знакомство, на котором Высоцкий сразу признается ей в любви.
К моменту их встречи им обоим под тридцать, у обоих за плечами по 2 брака, на двоих пятеро детей, она иностранка, он «невыездной». Но для таких страстных натур не существует преград. И пророчески звучат слова Высоцкого из спектакля «Послушайте!»: «Нам тридцать лет, полюбим же друг друга…» В 1968 г. советский режиссер Сергей Юткевич предлагает Марине роль Лики Мизиновой в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». Она сразу же соглашается. Это отличная возможность быть в СССР, а, значит, рядом с Высоцким. В 1970 г. они узаконят свои отношения. Придут на бракосочетание в водолазках: он – в голубой, она – в бежевой, быстро распишутся и через несколько часов окажутся на корабле, отплывая на нем в свадебное путешествие.
Их совместная жизнь постоянно полна борьбы. Борьбы с системой. Борьбы за право быть вместе. Борьбы с самим собой ради другого. Борьбы друг с другом. Борьбы Марины с алкоголизмом Высоцкого. Борьбы Высоцкого за возможность выехать к жене в Париж. «Раз нельзя ничего, то можно все», - говорит Высоцкий. Чтобы быть вместе с ним, Влади как гражданке другого государства приходится идти на многие ухищрения ради беспрепятственного получения визы.
Их жизнь всегда полна неожиданностей. Вот, Высоцкому одобряют долгожданную визу, и они могут вдвоем путешествовать! И, наконец, спустя шесть лет ожиданий, скитаний по друзьям, съемным квартирам, им дают свою отдельную квартиру. Вдруг распродают мебель и одежду великой пары Таирова-Коонен, кресло, письменный стол, секретер которых становятся мебелью Высоцкого-Влади, и пока он ночами пишет стихи, она засыпает в этом кресле в ожидании его новых произведений. А вот пришло известие, что дом в Париже ограбили, украли все, что Марина заработала за двадцать лет. И в стремлении осчастливить свою женщину Высоцкий делает ей сюрприз, заваливает целую комнату мехом, присланным ему охотниками, чтобы Влади могла сшить себе самую лучшую шубу. В их мечтах иметь свой собственный дом, подальше от суеты, с кабинетом для Высоцкого и кухней, переходящей в гостиную, для Влади. Они изо всех сил стремятся воплотить все в жизнь. Но когда они так близки к своей цели, время, им отведенное на исходе.
Двенадцать лет они проживут вместе между Францией и СССР то расставаясь, то опять воссоединяясь. «Двенадцать лет тобой храним», - напишет Высоцкий-поэт. А Марина будет вспоминать о фотографии, на которой у них «заспанные лица, немного припухшие глаза, обезумевший вид счастливых людей. Сквозь ветки на лицах играют солнечные пятна. Фотоаппарат ухватил единственное мгновение, когда все в тени и только двое остались будто в ореоле света – моя сестра Одиль и ты, Володя». Тем страшней это воспоминание, что 23 июня 1980 г. уйдет из жизни Одиль. Простое человеческое желание мужа быть рядом с женой в трудный час, отказ в визе, и как результат «падение в пропасть». Ровно через месяц состоится последний разговор Марины с Высоцким:
« - Я завязал. У меня билет и виза на двадцать девятое. Скажи, ты еще примешь меня? - Приезжай. Ты же знаешь, я всегда тебя жду. - Спасибо, любимая моя».
А еще через два дня утренний звонок, сначала нарушив тишину, разрушит и, казалось бы, возродившееся счастье. «Володя умер».
Огромный этап жизни заканчивается вместе с уходом любимого человека. Но жизнь продолжается, и «надо жить, надо работать», - как завещал Чехов, любимый автор Влади.
И Марина находит в себе силы. Она снимается в кино, даже выходит замуж за врача-онколога Леона Шварценберга. Выпускает мемуары «Владимир, или Прерванный полет», впоследствии ставит спектакль по этой книге.
В 2006 г. в Екатеринбурге открывают памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади. В 2012 г. ей вручают медаль Пушкина (любимого поэта Высоцкого) - за большой вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом.
Елена Полянская |
Рекомендуем |