Партнеры Живи добром

Нерушимые принципы союза театральных деятелей

 

Сто тридцать два года назад в Петербурге было основано «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям». Сейчас мы знаем его как Союз театральных деятелей Российской Федерации, который гордится своей долгой и насыщенной историей. 

В 1883 году, в эпоху консервативного направления политики Александра III, молодая, но известная актриса Марья Гавриловна Савина, которая с детства была связана с театром, предложила создать общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. Её родители были актерами, да и сама Мария с восьми лет играла на сцене. Мария Гавриловна являлась председателем общества в течение года, но впоследствии его возглавил Александр Краевский, известный тем, что был редактором журнала «Отечественные записки» и принимал участие в работе на «Современником». Общество под руководством Краевского стало преемником другой благотворительной организации, созданной в январе 1877 году Иваном Тургеневым, Алексеем Плещеевым, Дмитрием Григоровичем, Алексеем Потехиным, Василием Верещагиным и самим Александром Краевским. Она должна была помогать артистам в продвижении их творчества по стране и самосовершенствовании. Круг деятелей был достаточно широким, а членом общества могли стать не только актеры и режиссеры, но также и поэты, композиторы, критики, писатели, скульпторы, архитекторы и художники.

 Все эти творческие личности были нужны друг другу, чтобы помогать двигаться вперед. Однако, вместе они собрались, чтобы их права не притесняли. Чтобы каждый мог творить без оглядки на проблемы. Тех же правил придерживались в Обществе для пособия нуждающимся сценическим деятелям. Они хотели развивать театральное искусство в России, усовершенствовать его. В 1894 году общество было реорганизовано и стало называться «Русское театральное общество». В должность председателя вступил Алексей Потехин – драматург и романист. РТО создают для начинающих молодых артистов биржу труда, в 1904 году попадают под покровительство императора Николая II, после чего они стали называться «Императорским Русским Театральным Обществом». 

Большой театр

В переломный для нашей страны 1917 год они перестали носить звание «Императорского». Из страха перед новой властью многие члены общества стремились выйти из него. Однако каждому вскоре было понятно, что по отдельности никто не сможет обеспечить себе достойную защиту. К 1918 уже чувствовались кардинальные изменения не только в стране, но и в театральном обществе. Во главу организации советским правительством был поставлен Анатолий Луначарский. Многие думали, он получил этот пост лишь потому, что являлся активным участником революции. Привело это к тому, что многие права общества были усечены государством, а впоследствии у Российского театрально общества не осталось и малейшей свободы действия. 

В 1932 его переименовывают во «Всероссийское театральное общество». Несмотря на постоянную смену названий, общество всегда оставалось верным поставленным еще Марьей Савиной принципам – защите артистов, чтобы они могли свободно творить, без страха того, что их могут коснуться социальные проблемы. И даже когда у ВТО были отобраны все права, они заставили считаться с собой все официальные организации, продолжая свое дело, защищая права творческих людей. 

Всероссийское театральное общество

В нелегкий советский период они постоянно оказывали социальную помощь театрам. В республиках стали появляться свои театральные общества. ВТО активно им помогало с репертуаром, костюмами, в изучении работы именитых российских деятелей искусства. Позже, в 1986, они стали именоваться «Союзом театральных деятелей РСФСР». Их стал возглавлять талантливый мастер, режиссер театра и кино, народный артист, актер, которому были подвластны любые краски – Михаил Ульянов. После событий 1991 – общество в который раз было переименовано. Теперь они, конечно, стали называться – «Союз театральных деятелей Российской Федерации» (Всероссийское театральное общество). Именно под таким названием мы знаем их сегодня. Сейчас общество объединяет в себе 25 тысяч театральных деятелей, работая и в регионах, постоянно расширяя свое влияние. Они помогают развивать театральное искусство по всей стране.

Менялась история, менялись императоры и вожди, менялись председатели. Но одно оставалось нерушимым – принципы. Когда в далеком 1883 году молодая, но известная актриса Мария Гаврилина решила собрать людей искусства вместе, она сделала только первый шаг. Впоследствии немало творческих людей помогало, развивало и поддерживало общество, которое уже сто тридцать два года следует своим правилам.

 

Стефания Недова




 

Рекомендуем

«Сюрреалист – это я!» Сальвадор Дали
«Роман» вне рамок закона
Педагогика — это искусство, наука и умение. Джереми Хармер о секретах преподавания английского и музыкальности Шекспира
Годзилла на страже порядка ("Годзилла 2: Король монстров" реж. Майкл Догерти)
Альбер Камю – «Совесть Запада»
Искусство сна
Кино. Премьера. "Белоснежка и охотник 2"
Чемоданное настроение
Заклятые друзья ("Телохранитель киллера" реж. Патрик Хьюз)
Почему французы такие гурманы?