Партнеры Живи добром

«Новая квартира» на Новой сцене. Премьера спектакля в Театре имени Евгения Вахтангова


В «Год театра» каждая столичная сцена старается стать еще более театральной, придумать необычный ход, позволяющий отметить год родного вида искусства как можно более оригинально.

Театр имени Евгения Вахтангова обратился к одной из стран - прародителей сценического искусства и пригласил для новых постановок «italiano vero» — настоящих итальянских режиссеров, с предложением украсить репертуар настоящими итальянскими пьесами. 


Спектакль «Новая квартира»  


В январе на знаменитой арбатской сцене отметился неаполитанец Лука де Фуско с премьерой комедии Эудардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник», а 24 апреля на Новой сцене зрителям представили спектакль Джорджо Сангати «Новая квартира» по пьесе великого Карло Гольдони.

Джорджо Сангати — режиссер молодой, обожающий эксперименты и творчество Гольдони. Свой путь на Вахтанговской сцене он начал с постановки еще не знакомой российским подмосткам. Прекрасная и выразительная пьеса мастера комедии дель арте, которая не особенно часто ставится и в европейских театрах, открыла итальянскому режиссеру путь в знаменитую Творческую лабораторию Вахтанговского театра. 


Спектакль «Новая квартира»


Можно смело говорить о том, что комедия «Новая квартира» не слишком известна широкой публике. Зритель, любящий театр Гольдони, будет немало удивлен, не обнаружив на сцене звукового, цветового и шутовского буйства, присущего комедии масок. Нет самих масок, нет хитроумных шустрых слуг и их незадачливых хозяев, нет шума и гама улиц и площадей, красок венецианского карнавала, песен гондольеров.

Тем не менее, действие происходит в Венеции, и по своей насыщенности неожиданными поворотами событий, многословности монологов, типажной принадлежности персонажей, пьеса все-таки входит в яркий ряд комедий дель арте.

Спектакль «Новая квартира»

Супружеская пара венецианцев Андзолетто (Валерий Ушаков) и Чечилия (Мария Волкова, Наталья Винокурова) переезжает в новую квартиру. Вместе с ними переезжает сестра Андзолетто — красотка Менегина (Ксения Кубасова), находящаяся в нескончаемом конфликте со склочницей-невесткой. Скучающие соседки Кекка (Александра Стрельцина) и Розина (Екатерина Крамзина, Мария Шастина) охотно принимают участие в интригах и судьбе новых жильцов. Пора устраивать новоселье, вот только Андзолетто боится признаться даже самому себе, что денег на ремонт у него уже нет и праздновать придется в обшарпанной квартире.

«Для меня театр — это территория откровения, где политические, культурные и временные границы на миг стираются и снова открываются для игры»,- рассказывает Джорджо Сангати и смело начинает действие с выхода на сцену чудовищ в скафандрах. Зритель на мгновение теряется, подозревая, что его хотят погрузить в модный мир авангардных поисков, далекий от истинного Гольдони. 


Спектакль «Новая квартира» 

Очень скоро удается понять смелый режиссерский замысел, в основе которого удивительно тонкий микс подлинной комедии дель арте и актуального мира, понятного каждому. Временные границы не стираются, они очень органично переплетаются друг с другом, потому и суперсовременные костюмы строителей и обойщика-прораба Сгуальдо (Олег Макаров), чудесные расписные платья венецианок 18 века и кожаные сюртуки «новых итальянских» ничуть не перечат стилистике спектакля.

Вместе с режиссером из солнечной Италии прибыли художник - сценограф Альберто Ноннато и художник по костюмам Элеонора Росси. Совершенно очевидно, что оба — настоящие мастера сцены и точно понимают режиссерскую концепцию. Костюмы Элеоноры Росси буквально «говорящие»: в них есть отсылки к самому Гольдони с его «Трактирщицей» и намеки на «Cosa nostra», куртуазность 18 века и практичность века 21. С цветом одежды тонко переплетаются цвета интерьера, обустроенного художником Ноннато. В ободранной квартире Андзолетто превалирует черное и белое, а в покоях соседок этажом выше — настоящий девичий рай пастельных тонов— от бирюзы к терракоте. 


Спектакль «Новая квартира» 


Все это публике удается разглядеть сквозь густую пелену действий героев. Режиссер разрешил актерам гипертрофию чувств, голоса и жестов, и они с видимым удовольствием жеманятся, гримасничают и орут во все горло. На сцене — «большая итальянская семья» с ее летающей жестикуляцией, криками, выяснением отношений и, конечно же, любовью. Именно из преувеличенности актерской игры проникает в спектакль площадность комедии дель арте, словно в квартиру ворвалась улица с ее знакомыми персонажами — простыми итальянцами. Как же похожи они на русских, как совместимы и всеобщи проблемы, ощущения, поведение, как быстро и незаметно переходит век восемнадцатый в нашу реальность и ложится на нее, словно копирка на бумагу!

Оправданная действием лаконичность декораций и полнокровие жизни героев на сцене в гармоничном сочетании уводят в мир увлекательных и таких близких всем страстей, над которым словно парит, усмехаясь, сам синьор Гольдони. Похоже, он был бы весьма доволен той «новой квартирой», которую обрел его шедевр на Новой сцене Театра им. Вахтангова.

Дарья Евдочук


 

Рекомендуем

Дорогой дневник... ("Бриджит Джонс 3" реж. Шэрон Магуайр)
Кино. Премьера. "Высотка"
Витязь в большом городе ("Последний богатырь" реж. Дмитрий Дьяченко)
Федерико Феллини и его дети-фильмы
Любить Марата. Спектакль «Мой Марат» в театре «Событие»
История одного сумасшествия («Джокер» реж. Тодд Филлипс)
В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)
Гуманист с кистью
"Я не ищу, я нахожу". Об "Игре в классики" Хулио Кортасара
Этель Лилиан Войнич: в погоне за революцией