По невидимым струнам души. Моноопера "Дневник Анны Франк"
Впечатляющий своей грандиозностью Мариинский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге является одним из ведущих музыкальных театров России и мира. Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России. Театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Помимо основного здания театр имеет ряд других площадок, в частности Зал Прокофьева. Этот зал находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов. Именно в Зале Прокофьева состоялось удивительное представление – моноопера «Дневник Анны Франк». Автор оперы — советский и российский композитор Георгий Фрид. На сцене Концертного зала Мариинского театра «Дневник Анны Франк» поставил режиссер Мстислав Пентковский.
Постановка основывается на записях дневника еврейской девочки, которые она вела в период нацистской оккупации Нидерландов с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Дневник был впервые издан в 1947 году при содействии отца Анны Отто Франка, который для публикации подготовил немного сокращённую и переработанную версию оригинального дневника. Дневник был получен девочкой в подарок на ее 13-й день рождения. Анна начинала вести в нем личные записи. Весело и непринужденно рассказывала девочка о своей детской жизни в первые дни, но внезапно тучи начинали сгущаться над ее семьей. Семейство было вынуждено спрятаться в убежище, дабы избежать суровых фашистских гонений. В связи с этими событиями начинается драматическая истории этой юной девочки, которая стала историческим свидетельством эпохи Холокоста на страницах дневника… Спектакль неспроста называется «моноопера» – главная героиня в одиночестве исполняет оперную партию под аккомпанемент фортепиано. Пронзительная история маленькой девочки передается от ее лица. Главная героиня день за днем не просто повествует о жизни своей семьи в убежище, но и задумывается над серьезными философскими вопросами: размышляет о Боге, справедливости, добре и зле. В силу юного возраста ее посещает и первая влюбленность, которую она с восторженностью описывает. Познавшая горечь жизни, с каждым днем девочка взрослеет на глазах. Она, то мило по-детски щебечет, то безудержно плачет в исступлении падая на кровать. В самые драматические моменты, при звуке чьих-то шагов или в осознании всего ужаса положения, голос Анны становится надрывным и истошным, проникая в самую душу и затрагивая ее невидимые струны. Глядя на героиню, удивляешься, как в такой маленькой девочке сочетается детская непосредственностью с неподдельной взрослостью.
Музыкальный аккомпанемент создает неповторимую атмосферу: то легкую и непринужденную, то тяжелую и пронизывающую до костей. Декорации спектакля отражают весь аскетизм обстановки, в которой оказалась семья Анны Франк. Из мебели на сцене всего лишь одна кровать Анны и небольшая деревянная лестница. В окне скромного жилища то проплывут серо-коричневатые облака, то монотонно падают дождевые капли. По разным сторонам сцены недвижимо стоят силуэты других персонажей, упоминаемых Анной. О них девочка рассказывает сама, ведь это ее дневник, и она главная героиня повествования. Спектакль не оставляет равнодушным, на глазах то и дело наворачиваются слезы. Зритель невольно погружается в чувства маленькой девочки и вместе с ней испытывает ужас и непонимание того, как тяжела и горька может быть человеческая участь. Ближайший показ монооперы "Дневник Анны Франк" состоится 11 июня.
|
Рекомендуем |