Повороты судьбы в жизни Петра Фоменко
Вопрос о состояние отечественного театра на сегодня является одним из животрепещущих. Многие спорят о тенденциях и перспективах развития, другие обращают пристальное внимание на репертуар и актерскую игру. Но ясно только одно – русский театр не канул в лету. Возможно, по «системе» уже почти никто не играет, а некоторые театры порой слишком уходят в коммерцию, забывая об истинном предназначении. Однако, если снять поверхностный слой несерьезности и копнуть поглубже, можно найти настоящие сокровища. Например, Мастерская Петра Фоменко. Относительно молодой театр, в недалеком 2013 году отпраздновавший десятилетний юбилей, занял прочные позиции в культурной жизни современности. Значительную роль здесь сыграл сам Петр Наумович. Между тем его путь к славе трудно назвать простым и легким, пришлось столкнуться с огромными трудностями. Как это часто бывает, одаренных людей понимают и оценивают не сразу. Петр Наумович родился в 1932 году в Москве, окончил музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки и поступил в школу-студию МХАТ. Получить актерское образование не удалось, Фоменко не вписывался в требуемую актерскую модель. Через полтора года он был отчислен. Пусть обучение было и краткосрочным, но оно повлияло на будущего театрального метра, особенно занятия с Борисом Ильичом Вершиловым, на которых учили работать с голосом и интонационными выражениями. Эта методика позже ляжет в основу работы Фоменко уже с его актерами. Голос и интонация для его учеников не менее важны и выразительны, чем жесты и движения. Потерпев неудачу, Петр Наумович решил добраться до сцены другим путем и поступил в ГИТИС на режиссерский факультет. Первый собственный спектакль поставлен в 1958 году, но бурных оваций он не получил. Вообще, судьба Фоменко-режиссера в советский период была весьма трагична. Будучи ярым противником «совковых» канонов, он не раз вплетал в канву спектакля противоречивые моменты, за что часто был гоним. Уже после премьеры постановки «Смерть Тарелкина» в Театре им. Маяковского критики негласно отмечали рождение выдающегося режиссера, а на деле называли «осквернителем праха русской классики». В рамках царящей идеологии и цензуры Фоменко так и не удалось полноценно раскрыться. Пришлось подзарабатывать случайными постановками в театрах на периферии. По-новому раскрыться, найти себя в иной сфере Петру Наумовичу помогла педагогическая деятельность. В 80-е он возвращается в ГИТИС и начинает преподавать. Мастерская Петра Фоменко выпустила на театральные подмостки четыре курса студентов, среди которых Сергей Женовач, Николай Дручек, Миндаугас Карбаускис, Полина Агуреева, Ксения и Полина Кутеповы и многие другие. Петр Наумович искал к каждому определенный подход, он добивался желаемого, не доминируя над учениками, а направляя и корректируя их. Особенность методики Фоменко – музыкальность, он вырабатывал определенную мелодию игры, которую пытался донести до студентов. Так группа учеников трансформировалась в полноценный театр. Театр Мастерская Петра Фоменко – это театральные традиции, сочетающиеся наряду с новшествами игры и ансамбля. Каждая постановка – невероятное путешествие в мир человеческих отношений и переживаний. Труппа театра – полноценные многогранные актеры, прекрасные как по одиночке, так и в тандеме. И все это богатство создал он - Петр Наумович Фоменко!
Анна Дякина
|
Рекомендуем |