Партнеры Живи добром

Повороты судьбы в жизни Петра Фоменко


Вопрос о состояние отечественного театра на сегодня является одним из животрепещущих. Многие спорят о тенденциях и перспективах развития, другие обращают пристальное внимание на репертуар и актерскую игру. Но ясно только одно – русский театр не канул в лету. Возможно, по «системе» уже почти никто не играет, а некоторые театры порой слишком уходят в коммерцию, забывая об истинном предназначении. 

Пётр Фоменко

Однако, если снять поверхностный слой несерьезности и копнуть поглубже, можно найти настоящие сокровища. Например, Мастерская Петра Фоменко. Относительно молодой театр, в недалеком 2013 году отпраздновавший десятилетний юбилей, занял прочные позиции в культурной жизни современности. Значительную роль здесь сыграл сам Петр Наумович. Между тем его путь к славе трудно назвать простым и легким, пришлось столкнуться с огромными трудностями. Как это часто бывает, одаренных людей понимают и оценивают не сразу.

Петр Наумович родился в 1932 году в Москве, окончил музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки и поступил в школу-студию МХАТ. Получить актерское образование не удалось, Фоменко не вписывался в требуемую актерскую модель. Через полтора года он был отчислен. Пусть обучение было и краткосрочным, но оно повлияло на будущего театрального метра, особенно занятия с Борисом Ильичом Вершиловым, на которых учили работать с голосом и интонационными выражениями. Эта методика позже ляжет в основу работы Фоменко уже с его актерами. Голос и интонация для его учеников не менее важны и выразительны, чем жесты и движения. Потерпев неудачу, Петр Наумович решил добраться до сцены другим путем и поступил в ГИТИС на режиссерский факультет. 

Пётр Фоменко

Первый собственный спектакль поставлен в 1958 году, но бурных оваций он не получил. Вообще, судьба Фоменко-режиссера в советский период была весьма трагична. Будучи ярым противником «совковых» канонов, он не раз вплетал в канву спектакля противоречивые моменты, за что часто был гоним. Уже после премьеры постановки «Смерть Тарелкина» в Театре им. Маяковского критики негласно отмечали рождение выдающегося режиссера, а на деле называли «осквернителем праха русской классики». В рамках царящей идеологии и цензуры Фоменко так и не удалось полноценно раскрыться. Пришлось подзарабатывать случайными постановками в театрах на периферии.

По-новому раскрыться, найти себя в иной сфере Петру Наумовичу помогла педагогическая деятельность. В 80-е он возвращается в ГИТИС и начинает преподавать. Мастерская Петра Фоменко выпустила на театральные подмостки четыре курса студентов, среди которых Сергей Женовач, Николай Дручек, Миндаугас Карбаускис, Полина Агуреева, Ксения и Полина Кутеповы и многие другие. Петр Наумович искал к каждому определенный подход, он добивался желаемого, не доминируя над учениками, а направляя и корректируя их. Особенность методики Фоменко – музыкальность, он вырабатывал определенную мелодию игры, которую пытался донести до студентов. Так группа учеников трансформировалась в полноценный театр.

Пётр Фоменко

Театр Мастерская Петра Фоменко – это театральные традиции, сочетающиеся наряду с новшествами игры и ансамбля. Каждая постановка – невероятное путешествие в мир человеческих отношений и переживаний. Труппа театра – полноценные многогранные актеры, прекрасные как по одиночке, так и в тандеме. И все это богатство создал он - Петр Наумович Фоменко!



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Вера Пашенная: «Все вокруг меня живет интересами театрального искусства»
Фестиваль "Твой шанс"
Крупная рыба. 71 год Алексею Рыбникову
Юные дизайнеры «Поколения М» представят свои коллекции на главном подиуме страны
Кино. Премьера. "Анархисты"
Дональд Биссет. Артист широкого профиля
Русский балет – это Марина Семенова
«Как в кино»: царский путь Ирины Бугримовой
Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)
«Как молоды мы были...»