Разбирая Вуди. "Мужья и жены" в постановке Константина Богомолова в МХТ им. Чехова
Пожалуй, один из самых неоднозначных режиссеров российской театральной сцены сегодня – Константин Богомолов. Его ругают и хвалят одновременно и с максимальной амплитудой. Им восторгаются и на него пишут заявления в прокуратуру. Его защищают актеры, и ненавидят они же. Приглашают со спектаклями в самые знаковые театры и запрещают даже упоминать в большинстве театральных вузов. Что же за черт это такой в табакерке? Провокатор, мудрец, реформатор, или скандалист, тонко играющий на человеческих слабостях? Прослывший этаким рефлексирующим невротиком, ставящим незаконченные произведения, несущие «отрицательную» энергию, или что еще банальнее – бизнесменом. Константин Богомолов, вместе с тем, поражает нас удивительной нежностью в Чеховской «Чайке», классическим минимализмом и точностью художника-графика в «Волках и Овцах» А.Н.Островского, великим состраданием и высочайшим уровнем актерской игры в «Вие» Н.В. Гоголя. Незамеченный ни в одном неидеалистическом скандале, бесстрастно выслушивающий "хулу и хвалу" как от критиков, так и со стороны старших товарищей, учащий своих актеров обходиться без аплодисментов, мечтающий научить их читать стихи душой, а не речитативом. Ученик Андрея Гончарова, он, все же, считает провокацию адекватным сегодняшнему обществу потребления и гордыни механизмом противоядия.
Режиссер спокойно демонстрирует свое право «давать» не только прекрасное, но и усиливать противоположные грани человеческой природы, разговаривая со зрителем на знакомом ему языке. Уважая того настолько, что выбивая привычную почву из-под ног, мастер, веря в своего ученика, оставляет его наедине с собой. И дает, тем самым, возможность встрепенуться, разволноваться, задуматься. «Доколе», – возмущаются театральные критики, – «воспитываться общество будет в нравственном упадке???! (Разгула РПЦ, полиции, олигархической тусовки)». А виноват во всем понятно кто – Константин Юрьевич. Потому что так не хочется отвечать на вопрос: что же нашел в этом самоуверенном «князе» с красивыми глазами и Олег Павлович Табаков и целая плеяда других блистательных артистов и режиссеров? «Всем места хватит», – успокаивает их маэстро. И добавляет: «Давайте работать». «Давайте», - соглашаемся мы. И идем смотреть новую постановку режиссера «Мужья и жены» в МХТ им. Чехова на предпремьерный показ, спектакль, поставленный по сценарию одноименного фильма Вуди Аллена, с «помпой» стартовавший на московской сцене в июне.
Отличаются «Мужья и жены» от предыдущих работ Богомолова, пожалуй, всем. Что уже заслуживает самой высокой оценки и благодарности. В этом спектакле Константин Богомолов предстал перед зрителями не просто профессионалом и образованным, чувствующим, прекрасно владеющим ремеслом режиссёром. И уже отнюдь не провокатором, талантливым мальчишкой, спорящим с самими "богами", бунтарем, учеником хоть и любимым, но все-таки чужим. Но утонченным интеллектуалом. Взрослым и мудрым. Не копией Аллена, но его другом, который стремится передать в картине суть, рисуя собственный узор оттенков и дополняя основу всего лишь одной единственной нотой. Вообще, атмосфера спектакля – это, безусловно, диалог двух художников: циничного математика Аллена и романтичного принца Богомолова. И в нем много иронии. Сколько и грусти, и вкуса, и стиля. Эстетики черно-белого, как в шахматной точности построения, так и в тенях и полутенях интонаций, юмора, выводов, трогательной искренности артистов. Не пытающийся что-то кому-то доказывать и объяснять, Константин Богомолов теперь улыбается и молчит. И кажется, ощущает себя довольно тесно в пространстве сцены. Во время спектакля говорит из зала и снова выводит на сцену экран. Кто знает, возможно, ещё один шаг и скоро мы начнём обсуждать уже новое кино режиссера? А впрочем, неважно. "Мужья и жены" – это очень честная работа. Поклонники фильма будут в восторге.
Наталья Коршунова |
Рекомендуем |