С кем вы, мастера культуры?
Первая постановка молодого актера театра и кино Александра Молочникова «19.14», повествующая о Первой мировой войне, вышла еще в октябре 2014 года и завоевала высокие оценки критиков и публики. К началу этого года зрители МХТ им. А. П. Чехова заговорили о следующем творении начинающего режиссера – рок-спектакле «Бунтари». Здесь на сцене смешались сразу несколько эпох: времена декабристов и народовольцев, период перестройки 1980-х. Как думаете, что может связывать политических деятелей и рок-музыкантов 80-х? Александр считает, что всех персонажей его спектакля сближают надежды на светлое будущее и безуспешные попытки изменить мир.
Ощутим дух большевистской эпохи. Художник Николай Симонов декорирует сцену с помощью ретро-мебели и шумного холодильника. В центре зафиксирована небольшая деревянная площадка с микрофонами. В жизнь воплотили деревянную сцену из советской передачи «Музыкальный ринг». Николай сымитировал образ квартиры прошлого века, чтобы зритель смог побывать на концерте-квартирнике. По сути дела, «Бунтари» выстроены как спектакль-концерт: оркестр отвечает за смену ритмов и настроений, а герои выступают на уникальном в своем роде рок-концерте. В сюжете нет строгой хронологической структуры. События на сцене развиваются с хаотичной скоростью. Перед нами то начало 19 века, то конец 21-го. На одной сцене встретились Пушкин с Нечаевым, Маркс и Энгельс – с Гребенщиковым. Все герои веселятся в этой шумной, праздной обстановке. Дискуссии героев о будущих перспективах страны звучат несерьезно, да и сами артисты кажутся забавными. Взять хотя бы катающегося на роликах и метко отвечающего на вопросы цитатами из своих стихов Пушкина (Григорий Сиятвинде) в рыжем парике. В спектакле поднимается актуальный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?». Вам кажется, что эта фраза впервые была зафиксирована Максимом Горьким? Но на самом деле этот наболевший вопрос присутствовал, присутствует и будет присутствовать во все времена. В «Бунтарях» царь Николай (Денис Бургазлиев) задает этот вопрос Пушкину, запугивает поэта фразой: «Кто пустит тебя во дворец – тебя, друга Пестеля?!» В итоге угнетенный Александр Сергеевич принимает условия царя и говорит чуждыми для себя строками: «Его я просто полюбил: он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил войной, надеждами, трудами». Эта тема затрагивается и в истории рока 80-х годов. После фрагмента «Музыкального ринга» на сцене появляются очевидцы музыкальной передачи и начинается спор. Но дискуссия не удается. Дается только четкий ответ на вопрос, как нужно правильно жить и с кем дружить творческим личностям. В постановке «Бунтари» затрагивается еще одна больная тема: «почему в России мечты о равноправном обществе либо остаются воздушным замком, либо осуществляются наперекосяк?» В спектакле на эту тему можно увидеть революционные споры, соседствующие с любовными утехами террористов. Идолы юных народовольцев, наподобие Бакунина (Денис Бургазлиев), недурно проводят время заграницей и оттуда вещают об реорганизации России.
В «Бунтарях» показывается русский дух, ориентирующийся на привычный россиянам «авось», и присущий нам необдуманный авантюризм. Актерам удалось передать русский дух, эмоции и переживания своих героев. Спектакль завораживает, не знаешь, чего ожидать дальше. Благодаря этому забываешь о художественной «шероховатости» (отсутствие линейной структуры, скомканность диалогов). Да, в нашей стране все не так просто, как хотелось бы. И, по-видимому, будет так же сложно. Зато здесь всем всегда весело. Маргарита Новикова-Рогожина |
Рекомендуем |