Партнеры Живи добром

Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова «Вечно живые»


Тема Великой отечественной войны довольно часто звучит с театральных подмостков отечественных театров. Ведь материал для творчества поистине огромен: это и исторические документы, и дневники, и биографии, и художественные произведения известных писателей и т.д.

Военная тема всегда волновала деятелей театрального искусства. Режиссеры делают великое дело, оживляя на сцене героические события тех дней. В сюжетах театральных постановок не только уроки прошлого, но и заветы на будущее; не только проклятие войне, но и прославление воинов; не только скорбь о принесенных жертвах, но и вечная дань памяти погибших.
 

Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова "Вечно живые". Фото предоставлены пресс-службой ЦАТРА


Особое место в освещении военной темы занимает Центральный академический театр Российской Армии – главный армейский театр страны. В его репертуаре множество спектаклей, посвященных военным событиям 1941-1945 годов. Одним из таких является постановка «Вечно живые» по пьесе Виктора Сергеевича Розова, известного отечественного драматурга и фронтовика.

Данное произведение широко известно зрителю по фестивальной киноленте Михаила Калатозова «Летят журавли». Однако режиссер спектакля, народный артист России Борис Морозов создал совершенно новую историю, представив свое виденье этого произведения.

Премьера постановки состоялась в апреле 2010 года. С тех пор спектакль успешно идет на сцене театра. 
 

Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова "Вечно живые". Фото предоставлены пресс-службой ЦАТРА


Cюжет произведения повествует о людях, жизнь которых кардинально изменила война. В центре сюжета трагическая история любви Вероники и Бориса, которых навечно разлучила война.

В начале спектакля на сцене появляются все герои постановки, с которыми нас весело и задорно знакомит одна из героинь – Вероника (Елена Сванидзе / Татьяна Морозова). 

Образ Вероники претерпевает колоссальные изменения на протяжении всего действия. Озорная девчонка, весело и капризно болтающая со своим любимым Борисом, потеряв его, вмиг теряет интерес к жизни и превращается в печальную тень. Она выходит замуж за нелюбимого человека и глубоко страдает от собственной ошибки. 
 

Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова "Вечно живые". Фото предоставлены пресс-службой ЦАТРА


Ее возлюбленный Борис (Константин Днепровский / Михаил Данилюк) являет собой образ стойкого, самоотверженного человека, который пожертвовал всем ради того, чтобы спасти Родину. Ему пришлось оставить любимую Веронику, чтобы уйти на фронт. О Борисе мы слышим много хорошего на протяжении спектакля. Он то и дело появляется в мыслях своей любимой.

Большую симпатию вызывает семья Бориса, взявшая под свое крыло несчастную Веронику. Актеры настолько проникновенно отыгрывают свои партии, что нисколько не сомневаешься, что перед тобой настоящая дружная семья. Их эмоции, будь то негодование, радость или печаль настоящие и искренние. Семья часто собирается за большим столом и в горе и в радости. 
 

Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова "Вечно живые". Фото предоставлены пресс-службой ЦАТРА


Глава семьи, Федор Иванович Бороздин (Валерий Абрамов / Андрей Новиков) блестяще выдерживает паузы, демонстрирующие глубокую тоску по сыну Борису. Но его боль скрадывается проблесками юмора: он то просит достать бутылочку с «заветной» полочки, то подтрунивает над своей старшей дочерью Ириной по поводу женихов.

В семье Бороздиных присутствует и отрицательный персонаж - Марк, племянник Федора Ивановича (Николай Лазарев / Вадим Пожарский).  Зритель очень точно понимает суть низкой натуры героя. Своей игрой актеры действительно вызывают презрение к герою, мелочному и эгоистичному, купившему заветную «бронь» с помощью такого же мошенника Чернова (Николай Козак). 
 

Война как зеркало души. Спектакль Бориса Морозова "Вечно живые". Фото предоставлены пресс-службой ЦАТРА


Отдельную вселенную представляет дом Антонины Монастырской. Антонина Николаевна (Ксения Хаирова / Анастасия Бусыгина) демонстрирует представительницу салонной интеллигенции. Все ее заботы – это вкусно поесть и поудачнее выйти замуж. В ее доме, красиво обставленном и полном всяких кушаний, происходит «пир во время чумы», и собирается соответствующая публика мошенников и нахлебников.

История, показанная режиссером, очень интересна с точки зрения раскрытия характеров героев. Словно калейдоскоп, она показывает различные людские характеры и судьбы. Кто-то в условиях тяжелых военных испытаний сохраняет верность и порядочность, а кто-то проявляет низость и бесчестие. Но зло в конечном итоге оказывается повержено, и остается устойчивое ощущение тепла и света.

Анна Некрасова


 

Рекомендуем

Орнелла Мути - «феминистка, которая любит мужчин»
Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца
Симона де Бовуар: «женщиной не рождаются, женщиной становятся»
Мартин Скорсезе. Кино по-крупному
Пабло Пикассо. Другой взгляд в мире искусства
Брэндон Ли: проклятие семьи
Александр Жигалкин: "Всю жизнь занимаюсь любимым делом!"
Джон Бойнтон Пристли. Жизнь полной жизнью
Кино. Премьера. "Маленький принц"
«Арктика: круги жизни. Крайний Север Брайана Александера»