Партнеры Живи добром

Ван Дейк - «Красота индивидуальности»


XVII столетие стало одним из самых важных и плодотворных периодов в европейской художественной культуре.Неспокойный век буржуазных революций и зарождения капитализма требовал нового человека - энергичного, предприимчивого, ловкого на дела и мысли; век борьбы и противоречий сформировал особый художественный принцип - барокко, в котором отражалось дыхание эпохи.


Фландрия, отделившаяся от Нидерландов в результате непринятия буржуазной революции - становится крупным центром развития европейской культуры. Формируется самобытная фламандская художественная школа, давшая миру таких мастеров как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, Браувер и др.


Крупнейшим представителем Антверпенской школы был Антонис Ван Дейк (22 марта 1599 - 1641) - ученик и помощник Питера Пауля Рубенса. Будучи выходцем из слоев буржуазии, Ван Дейк стремился отойти от демократических традиций национальной живописи, внося в свои произведения аристократические образы, при этом, не лишая их глубины реализма.


Антонис Ван Дейк


Получив художественное образование у живописца Ван Балена, двенадцатилетний Ван Дейк приходит учиться в мастерскую Рубенса. Вскоре он становится его помощником в выполнении некоторых заказов. В это время Ван Дейк пишет картины на мифологические и Библейские сюжеты. Испытывая определенное влияние своих учителей - он, тем не менее, уже обладал индивидуальностью настоящего живописца. Даже мифологические сюжеты приобретают у него естественные контуры жизни. Однако, наиболее полно он раскрыл свои способности в портретной живописи. Ван Дейк стал новатором в области портрета, создав свой неповторимый жанр - идеализированный парадный портрет.  


Своеобразие портретов Ван Дейка в том, что он стремился возвысить личность над действительностью, создать идеализированный образ человека. Но эта идеализация не проявляется на поверхности полотен художника - он закладывает ее вглубь образа, оставляя лишь ощущение внутреннего идеала и красоты личности. Каждый портрет, созданный мастером невероятно точно и содержательно изображает личность незаурядную, внутренне облагороженную и приподнятую. 

Если ранние работы Ван Дейка («Семейный портрет», 1618(20); портрет Корнелиса ван дер Геста) еще опираются на фламандские живописные традиции - то после 1620 года, когда художник пребывает в Англии и Италии- в его портретах проявляются принципы парадного аристократического портрета. В портрете кардинала Гвидо Бентивольо  (1623) ученый и дипломат изображен в представительной позе на фоне красных тканей и в красной одежде. Парадность и изысканность образа переданы художником как цветом, так и композицией.


Несмотря на внешне подчеркнутую строгость образа, Ван Дейк раскрывает и внутреннюю сущность личности - на задумчивое, одухотворенное лицо дипломата падает тусклый свет, выражающий напряженную работу; отрешенный, застывший взгляд передает зарождающуюся мысль.


Антонис Ван Дейк


Генуэзский период творчества Ван Дейка характеризуется особенным разнообразием палитры и композиции. Темно красные драпировки, одежда насыщенного цвета и благородные ткани, величественные колонны, тяжелые от украшений платья, роскошные дворцы - все это является обстановкой для полотен мастера. И это не просто фон - это средства создания образа, ведь в предметах можно увидеть скрытое отражение личности. Портрет маркизы Катарины Дураццо (1621-27 гг.) несколько напоминает работы живописцев-романтиков - в этом образе определенно есть что-то интимное и даже сентиментальное. Одухотворенный образ маркизы создает то ощущение естественности и парадной непосредственности, которое характерно для аристократической дамы тех лет.

Во второй антверпенский период  (1627 - 1632 гг.) Ван Дейк, в отсутствие Рубенса - становится ведущим художником Фландрии и придворным художником эрцгерцогского двора. Одно из самых известных произведений этих лет — портрет молодой красавицы Марии Луизы де Тассис (1627-1632). Наряду с многочисленными заказами важных господ, он создает несколько портретов своих фламандских коллег-художников. С одним из них произошел интересный случай.


Однажды, Ван Дейк приехал в город Харлем, чтобы познакомиться с известным художником Франсом Хальсом. Чтобы разыскать Хальса, Ван Дейк притворился простым заказчиком. Через некоторое время в мастерскую вошел хозяин. Ван Дейк вкрадчиво к нему обратился:


– Я сам немного занимаюсь живописью и мне очень хотелось бы иметь свой портрет кисти знаменитого Хальса.

Ни слова не говоря, Хальс тут же небрежно набросал эскиз будущего портрета.

– Совсем недурно, – отозвался Ван Дейк, взглянув на эскиз. – Но я сделаю не хуже, если вы будете так любезны, что некоторое время посидите спокойно.

Хальс рассмеялся, но все же уселся на стул. Через некоторое время уверенность, сквозившая в движениях гостя,  стала вызывать в  нем смутные подозрения. Он вскочил, подошел к мольберту, на несколько секунд замер, а потом с поклоном радостно воскликнул:

– Приветствую тебя, великий Ван Дейк!


Перебравшись в Англию, в 1632 году Ван Дейк становится придворным художником Карла I, получив дворянский и рыцарский титулы - входит в ряды английской аристократии. Вся влиятельная часть английского общества считает необходимым заполучить собственный портрет кисти Ван Дейка. Среди многочисленных портретов короля и его семьи самым знаменитым является портрет Карла I на охоте (1635). Принципы парадного изображения аристократии здесь несколько размыты и король предстает перед зрителем в обыденной, небрежной позе на фоне почти прозрачного серо-золотого пейзажа. Поза, в которой находится король, его выражение лица, мрачный тусклый пейзаж - все это тонко указывает на личностную сущность Карла - надменный, легкомысленный, слабый и недальновидный монарх. Вместе с тем, в его образе еле-еле заметно что-то аристократическое и изящное.


Антонис Ван Дейк


Ван Дейк обладал живым темпераментом и острым умом - именно поэтому он легко находил общий язык даже с самым привередливым заказчиком или оригинальный выход из непростой ситуации. Однажды, Ван Дейк получил заказ от английской королевы, которая настаивала на максимально реалистичном изображении своего образа. Проблема заключалась в том, что королева не обладала завидной внешностью, и Ван Дейк опасался, что чем реалистичнее будет портрет, тем меньшее его ждет вознаграждение. Когда портрет был закончен, королева очень долго и внимательно всматривалась в изображение, а затем поинтересовалась:


- Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?


- Ваше величество, - ответил живописец, - я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.


В последние годы творчества Ван Дейк очень мало работал с натурой и использовал труд учеников-помощников, будто хотел написать как можно больше полотен. Естественно, это сказалось на качестве выполнения заказов - его портреты зачастую были “пустыми” и не обладали той знаменитой силой раннего периода. Возможно он чувствовал, что его жизнь скоро закончится.


 В 1641 году Ван Дейк ушел из жизни, в год рождения дочери. Прожив 42 года, он написал около 900 полотен, одно из которых обнаружили совсем недавно. В марте 2011 года, была найдена картина великого художника - «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», относящаяся к 1625 году. Неизвестная картина Ван Дейка больше века хранилась в Королевской академии изящных искусств в Мадриде и до недавнего времени считалась копией.


Антонис Ван Дейк


Ван Дейк взял за основу своего творчества фламандский реализм и преобразовал его в неповторимый жанр и стиль, в котором отразилась эпоха, современный человек и личность самого художника. Рассматривая тонкие грани человеческой натуры, ему удавалось при этом сохранять монументальность образов. Вероятно, именно так Ван Дейк и видел человека как существо величественное, возвышенное и вместе с тем очень тонкое. Должно быть он воплощал в своих портретах всю человеческую сущность, во всем ее разнообразии и красоте. Творчество Ван Дейка сыграло значительную роль в развитии европейской портретной живописи. Многие принципы идеализированного парадного портрета Ван Дейка легли в основу творчества будущих художников 17-18 века. 



Георгий Колычев




 

Рекомендуем

В ад и обратно («Суспирия» реж. Лука Гуаданьино)
Во власти информационного общества («Анон» реж. Эндрю Никкол)
Beauty-проблемы и решения. Мужская версия.
Желанный аксессуар. От французской элегантности к ювелирной роскоши
Денис Мацуев анонсировал фестиваль "Звёзды на Байкале"
«Самый плохой актёр Парижа». Трогательная судьба Жана Маре
Международный конкурс молодых вокалистов Елены Образцовой
Хэй, Гитлер! («Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити)
Фильм недели. «Последняя сказка Риты»
Приключения Тима Бертона в стране Кино