Партнеры Живи добром

«И как нашел я друга в поколенье, читателя найду в потомстве я»


Один из интереснейших русских классиков, выдающийся представитель философского направления в отечественной поэзии, Евгений Абрамович Боратынский родился 19 февраля 1800 г. в Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье.  Его отец, Абрам Андреевич Боратынский был  свитским генерал-лейтенантом Павла I, мать  служила при дворе императрицы Марии Федоровны. Его семья происходила из польского шляхетского рода, представитель которого еще в XVII в. покинул Польшу и стал служить царю Алексею Михайловичу, отсюда и такая интересная фамилия. Произошла она от названия крепости Боратынь, что означает «Богом ратуемый», «Божья оборона».


Евгений Боратынский


В детстве он был одаренным ребенком. Благодаря итальянскому «дядьке» Боргезе, он довольно рано научился итальянскому языку, а к 8 годам, когда его отправили учиться в частный немецкий пансион в Санкт-Петербурге, уже недурно писал письма на французском и начал осваивать немецкий, через два года, по традиции того времени, юный Боратынский переходит в пажеский корпус. Жизнь  бьет ключом, учеба перемежается с шалостями. Будучи по характеру беспокойным, пытливым и пылким, состоя с двенадцатилетнего возраста в организованном им же «Обществе мстителей» Баратынский с друзьями  как бы в шутку крадет у  педагога золотую табакерку.  По  распоряжению Александра I его немедленно  исключают из Пажеского корпуса  и запрещают поступать ни на  гражданскую, ни на военную, если только он не пойдет служить  рядовым, что было сродни отчаянному поступку. И все же он на него решается.


Когда ему исполняется 18 лет, он идет рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Спустя долгие 9 лет солдатчины он выслуживается до чина унтер-офицера. Благодаря тому, что каждое лето его полк нес караул в столице, он познал дыхание свободы и творчества: беседы, творческие вечера, новые друзья…впрочем, писать стихи он начал еще в деревне, куда уехал после отчисления. Он быстро попадает в круг петербургских литераторов (В. А. Жуковский, Дельвиг, Н. И. Гнедич, Л. А. П. А. Плетнев), судьба сводит его со всей пушкинской плеядой.  Знакомство с Дельвигом, Пушкиным, Кюхельбекером сильно влияло на творчество поэта, тогда же впервые печатаются его первые произведения «Пиры», «Родина», «Признание», «Разуверение».


Дослужившись до прапорщика, в 1826 г. он женится на Анастасии Львовне Энгельгардт и поселяется в Москве. Жена его не была красива, но обладала умом и тонким поэтическим чувством. Он находил в  ней сочувствие всем своим вдохновениям и давал ей на прочтение все, что только выходило из-под пера. Обретя почти небесный идеал в лице конкретной женщины, он окунулся в постижение «духа судьбы» и поиск выражения своих идеалов в творчестве. По словам их сына, Е.А. Боратынский был слишком строг к себе, успех никогда не удовлетворял его. С большой легкостью он выражался стихами и тут же делал наброски, но впоследствии долго трудился над ними, многократно переделывая и значительно сокращая. Сжатость формы и выражения − одна из отличительных черт его произведений. Верность себе, страстное желание сберечь свои идеалы («кумиры сердца») – характерная черта личности и поэзии Боратынского, удивительно цельной и, как у любого великого поэта, единой по творческому пути.


В 1826 вышла его стихотворная «Финляндская повесть», «Эда». Проявлением дружбы с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным  явилась книга «Две повести в стихах» (1828), в которую вошли поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Баратынского «Бал», в 1831 году публикуется «Наложница» («Цыганка»), а в 1835 году – второе издание мелких стихотворений (в двух частях), с портретом, в которых ощутимо влияние Пушкина и ещё более – влияние «властителя дум» современного ему поколения — Байрона. Поэзия Боратынского высоко оценивалась современниками. В Москве он сошелся с кружком московских писателей: Сергеем Соболевским, Иваном Киреевским, Алексеем Хомяковым, Николаем Языковым, Николаем Павловым. Одним из самых первых знакомств поэта в Москве оказалось знакомство с князем Вяземским.


Но уже с осени 1839 г. Е.А. Боратынский с Анастасией Львовной и всем многочисленным потомством (детей у них было 9 человек) стали жить в деревне: один год в Тамбовской губернии, в с. Вяжле, потом в подмосковном селе Муранове. Поэту деревня нравилась. Он с удовольствием занимался хозяйством, постройкой дома, не оставляя деятельности творческой. В 1842 г. он издает собрание «Сумерки», посвящённое его другу князю Вяземскому. Это издание доставило Боратынскому много огорчений, поскольку было встречено критиками более, чем прохладно. После «Сумерек» Боратынский снова обращается к теме судьбы поэта и поэзии. В стихотворении «Когда твой голос, о поэт…» (1843 г.) он с печалью воспевает идею о том, что певец «не найдет отзыва» у современников.


Евгений Боратынский


Среди немногих последних стихотворений поэта – стихи о той, кто стала главным счастьем его жизни - он вновь обращается к жене:


«Ты смелая и кроткая, со мною

В мой дикий ад сошла рука с рукою:

Рай зрела в нем чудесная любовь.

О, сколько раз к тебе, святой и нежной,

Я приникал главой своей мятежной,

С  тобой себе и небу веря вновь»


Осенью 1843 г. Боратынский решил осуществить свою давнишнюю мечту -  отправиться с семьей за границу. Они посетили Берлин, Франкфурт, Дрезден, Париж. Вращался в салонах, поэт знакомится с Нодье, Мериме, обоими Тьери, Сент-Бевом, переводит  на французский язык некоторые свои стихотворения. Позже Боратынские направились через Марсель в Неаполь. 


Именно это путешествие по морю и вдохновило поэта на написание известнейшего его стихотворения «Пироскаф», напечатанного в 1844 г. в «Современнике». Если не считать ностальгического стихотворения «Дядьке-итальянцу», в котором поэтом вспоминается детство, «Пироскаф» (1844) можно  с уверенностью считать противовесом всему творчеству поэта: оно полно энергии жизни, динамики, движения вперед. Оригинальным стал и размер стихотворения – четырехстопный дактиль с усеченной четвертой стопой, передающий быстрый ход корабля, полет белой чайки и дух надежды.


Его жизнь оборвалась на невиданном взлете. В Россию из Неаполя он так и не вернулся. Тело Баратынского было перевезено в Петербург лишь через год, и  30 августа 1845 г. было погребено в Александро-Невской лавре, недалеко от могил Гнедича и Крылова. 



Елизавета Сысоева



 

Рекомендуем

Кино. Премьера. "Экстрасенсы"
Рыцарь музыки Артуро Тосканини
В Крыму впервые пройдёт выставка петербургского фотографа Станислава Левшина
«Широкая Масленица на Бородинском поле»
Понедельник и ее сестры («Тайна семи сестер» реж. Томми Виркола)
Альбом "Carry fire". Роберт Плант несет огонь
Мадам Тюссо. Дочь палача
XVI Международный конкурс им. П. И. Чайковского
Многогранный Фёдор Толстой
Символ поколений. Ко дню рождения Веры Мухиной