Партнеры Живи добром

Великий Бард: 400-ая годовщина Уильяма Шекспира


В поздних пьесах Шекспира, девушки только и делают, что динамят.

(Уистен Хью Один)

23 апреля мир празднует День рождения Уильяма Шекспира: в Японии пересматривают «Трон в крови» Акиры Куросавы, в Англии устраивают беспрецедентное шоу Shakespeare live с участием топовых звёзд театра и кино, а в России состоялось уникальное культурное событие – открытие выставки «От Елизаветы до Виктории» в рамках Года языка и литературы Великобритании и России 2016.

Спустя 400 лет, загадочная фигура Уильяма Шекспира продолжает волновать умы. До сих пор не найден ответ на главный вопрос: кем был Шекспир? Сын ремесленника, получивший весьма сносное образование создал 38 пьес и написал 154 сонета, открыл несколько театров в Лондоне. Похоже ли на правду?

Драматическое творчество Уильяма Шекспира носит образцовый характер. Дело не только в чувствах и мыслях, которые оно пробуждает, но и в технической части. В силу сложности создания привычной русскому уху рифмы «розы-мимозы», в английском языке вплоть до XIX века имела место тенденция белого стиха – “blanck verse”. Английские поэты, в том числе Шекспир, стремились к созданию интеллектуальной, скрытой рифмы. Вероятно, именно это сподвигло Уильяма Шекспира на введение в английский язык около 229 новых слов (рекордсмен - Джон Мильтон, 630 новых слов).

1.jpg

Среди произведений Шекспира есть комедии, есть трагедии, однако особенное место в его творчестве занимают пьесы-хроники, посвящённые английской истории, от Эдуарда III и Чёрного принца и до короля Генриха VIII. Разрабатывая персонаж монарха, Шекспир делал попытки «очеловечить» его. Местами это приводило к некоторым отклонениям от исторической действительности. Джон Норвич, британский писатель, провёл литературно-историческое исследование, результаты которого облёк в книгу «Шекспировские короли». Разделяя аллегорическое моралите и художественный вымысел от исторических реалий. Важный вклад в осознание и понимание творчества Шекспира широкой публикой был внесён Уистеном Хью Оденом, автором книги «Лекции о Шекспире». Лекции читались в одном из нью-йоркских университетов в 1946-1947 гг. 

Оден отказавшись от обильного цитирования не скатывается в пропасть клише и убеждений, а рассуждает о философии произведений Бессмертного барда, делая важную ремарку: у каждого человека – свой Шекспир «в этом нет ничего страшного, при условии, что, выдумывая Шекспира, мы опираемся только на его тексты». Вот и The Guardian, опубликовав в 2013 году статью Саймона Критчли, предложив переосмыслить подход к прочтению Шекспира. Став брендом, творческое наследие Шекспира стало утрачивать своё очарование и приняло «удобные» трактовки. Дабы отогнать от Шекспира тень обывательства, Критчли предлагает сделать Шекспира «опасным», прибегнув к современным интерпретациям, отражающим через знакомые всем сюжетные линии современность.

2.jpg

Шекспир создал целый культурный пласт в истории Англии. В том числе с помощью театра. Иоганн Петер Эккерман, немецкий литературный критик, отмечал некоторые противоречия в произведениях Шекспира, однако объяснял, что вряд ли тот думал, что его произведения «будут лежать перед читателем, как ряды напечатанных букв, которые можно пересчитать и сопоставить между собой; скорей он видел перед собой сцену». К слову, одна из старейших драматических школ Англии, Королевская академия драматического искусства (RADA), среди выпускников которой некогда были Том Хидлстон, Шон Бин, Алан Рикман и др., обучает своих студентов технике актёрской игры, принятой в легендарном театре «Глобус». Дело в том, что основа шекспировской театральной постановки – актёрская игра. Театр Шекспира всегда имел «народные корни», что делало его доступным большинству, но лишало пышных декораций. Поэтому работа актёра на сцене и живое взаимодействие с публикой, до сих пор делает его неподражаемо прекрасным.

Став символом английской литературы, классической драматургии и мировой театральной культуры, Уильям Шекспир также стал брендом, набирающим популярность, стимулирующую к дальнейшему развитию. Ум рождает сомнение, а Шекспир обязательно заставит вас засомневаться.


Александра Пешкова



 

Рекомендуем

Афанасий Кочетков – Максим Горький советского кино
Теодорос Ангелопулос. Время, границы, молчание, история, современность
Евгений Дога. «Я все время бегал за солнцем. Для меня оно было только восходящим»
Спектакль "Географ глобус пропил"
Премьера. "Тайная жизнь домашних животных"
Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства Северных районов России «Малые Корелы»
Да будет свет («Война токов» реж. Альфонсо Гомез-Рехон)
Такой скрытный Патрик Зюскинд
Супергеройское кино Клинта Иствуда
Фантазии под Джона Адамса