Партнеры Живи добром

Бесконечное сегодня («Зависнуть в Палм-Спрингс», реж. Макс Барбаков)



"Зависнуть в Палм-Спрингс". Источник: Вольга



На календаре девятое ноября — в этот день младшая сестра Сары выходит замуж. Сара (Кристин Милиоти) не слишком этому рада и меньше всего на свете хочет находиться в Палм-Спрингс, где проходит свадебное торжество. Весь вечер она агрессивно потягивает вино, пытается затеряться в толпе и искренне удивляется, когда её просят произнести речь. Из неловкой ситуации девушку выручает харизматичный Найлз (Энди Сэмберг). В отличие от Сары, он ориентируется на вечеринке как рыба в воде и будто бы знает наперёд, что произойдет в следующую секунду. Заинтригованная Сара заводит с ним разговор, не подозревая, что в результате её действий «завтра» превратится в бесконечное «сегодня».

Режиссёр Макс Барбаков и сценарист Энди Сьяра познакомились во время учёбы в Американском институте киноискусства. Совместная работа над «Зависнуть в Палм-Спрингс» началась после выпуска, почти пять лет назад. Тогда они и представить не могли, что премьера фильма состоится на Сандэнсе, крупнейшем американском фестивале независимого кино, и что их ждет оглушительный коммерческий успех. Благодаря тому, что сценарием заинтересовался Энди Сэмберг, звезда американской комедии и исполнитель главной роли в популярном сериале «Бруклин 9-9», Барбаков и Сьяра смогли получить финансирование. И снять свою историю так, как им этого хотелось — то есть объединив под обманчивой обложкой ромкома черный юмор, экзистенциальные вопросы, трогательные воспоминания о «Парке Юрского периода» и бессмертную классику «Дня Сурка».


"Зависнуть в Палм-Спрингс". Источник: Вольга



Вообще, временная петля — приём в кино распространенный, и за последние годы, пожалуй, даже немного приевшийся. Тут и «Прежде, чем я упаду» (про школьников), и «Счастливого дня смерти» (про студентов), и «Грань будущего» (про условных взрослых) — словом, произведения на любой вкус и любую аудиторию. День, который приходится проживать снова и снова, осложнял жизнь персонажам драм, боевиков, комедий — и всё же мы по-прежнему с замиранием сердца наблюдаем за этой метафорой рутины, которая обрекает наши будни на фантасмагорическую схожесть. C точки зрения структуры такие фильмы, как правило, строятся по одному и тому же принципу: в начале пути герой слаб духом и отчаянно бежит от своих психологических проблем. Попав в бесконечный цикл идентичных событий, он вынужден остановиться и переосмыслить происходящее. Наконец, в финале он преображается и успешно разрешает внутренний конфликт на радость себе и зрителю.



"Зависнуть в Палм-Спрингс". Источник: Вольга



Надо отдать должное Энди Сьяра: он сумел привнести новизну в этот хорошо знакомый нарратив. Во-первых, временной парадокс приключился с его героями в удачном местоположении. Согласитесь, застрять на вечеринке в Калифорнии  — веселее, чем попасть в снежный буран в провинциальном городишке, и уж тем более чем вновь и вновь проживать день своей смерти. Вечное лето, открытый бассейн, тарталетки с тунцом и стол для бильярда — если это и персональный ад, то явно пятизвездочный. Во-вторых, во временной петле находятся сразу три персонажа — а может быть, и гораздо больше, на что нам тонко намекают ближе к развязке. Конечно, нельзя сказать, что Сьяра додумался до этой идеи первым — как минимум, в советском «Зеркале для героя» у Хотиненко в петле уже были заперты двое героев. Но на это можно закрыть глаза, если учитывать, что сценаристка Надежда Кожушаная ставила перед своим повествованием совсем другие цели. В-третьих, теперь, чтобы завтра наступило, недостаточно просто пережить катарсис — придётся ещё и разобраться в квантовой механике, а эта задача под силу далеко не каждому.



"Зависнуть в Палм-Спрингс". Источник: Вольга



Благодаря оригинальному авторскому подходу «Зависнуть в Палм-Спрингс» однозначно можно назвать удачной комедией. Удачной романтической комедией — уже не столь уверенно. Дело в том, что зритель, привыкший к шаблонному развитию «дня сурка», в финале может почувствовать себя обманутым. Сара и Найлз — типичные представители поколения, которое «невозможно сбить с пути, потому что оно понятия не имеет, куда идёт». Они настолько упорно отказываются взглянуть в лицо своим демонам, что стороннему человеку крайне сложно понять, что именно их гложет, а главное почему. Если Сара с экрана успевает рассказать про переломные точки своей жизни (впрочем, никак не увязывая их в одну прямую), то Найлз отмалчивается вплоть до финального монолога, да и эта его пламенная речь проясняет крайне мало. Этот монолог представляется чуть ли ни самым грустным эпизодом всего фильма, потому что в решающий драматический момент Саре едва хватает терпения, чтобы дослушать человека, который якобы ей небезразличен. Похоже, что сказочной, всепоглощающей трансформации с героями не случилось. Но, с другой стороны, так ли это трагично? В конце концов, у Сары и Найлза впереди ещё много дней, чтобы стать «лучшей версией себя» — как и у каждого из нас.


   

«Зависнуть в Палм-Спрингс» в онлайн-кинотеатрах с 13 августа.


Екатерина Хромова


 

Рекомендуем

Зимний уход: средства для волос
Петр Павлов. Виды старой Москвы
Фильм недели. «Клеопатра» 1963 год
Черным по белому. Стивен Майзель
Выставка «Диалог поколений»
Кино. Премьера. "Славные парни"
Эмир Кустурица. Рожденный под знаком триумфа
Человек-кино
Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга
Трагедия Бартоломео Франческо Растрелли