Партнеры Живи добром

Бросить все и сбежать на край света («Куда ты пропала, Бернадетт?» реж. Ричард Линклейтер)



У Бернадетт Фокс вроде бы есть всё, что нужно для счастья. Любящий и успешный муж-программист, работающий на руководящей должности в Microsoft. Милая и талантливая дочка-школьница. Огромный старинный дом в престижном районе, в котором они живут всей семьей. Но счастья нет – вместо него только бессонница, таблетки, социофобия и нервные срывы на близких. Плюс яростная ненависть к соседям. В айфоне у Бернадетт есть даже виртуальная помощница, которую она называет по имени, и это чуть ли не самый близкий ей человек. Одним словом, есть всё – не хватает только её самой.

Кейт Бланшетт – из числа тех актрис, о которых можно сказать, что даже если она будет разыгрывать телефонный справочник, от этого всё равно будет не оторваться. И в новом фильме Ричарда Линклейтера («Под кайфом и в смятении», «Отрочество», трилогия «Перед рассветом» – «Перед закатом» – «Перед полуночью») она устраивает из роли настоящий фейерверк. Отчаянно комикует, временами смачно наигрывает, но при этом всё равно ухитряется проявить весь свой драматический потенциал и остаться убедительной. На фоне её недавнего заявления о возможном уходе из кино эта роль для всех её поклонников (да и вообще для любого зрителя) – настоящий праздник. А иногда она даже позволяет себе что-то вроде автопародии на свою же оскаровскую Жасмин из одноименного фильма Вуди Аллена. И ей действительно есть, где развернуться – образ Бернадетт, скрывающей настоящее отчаянье, тяжёлые внутренние переживания и кризис среднего возраста за выразительными и стильными огромными очками в пол-лица на самом деле не так прост, как положено главной героине американской комедии.

 

"Куда ты пропала, Бернадетт?" Источник: "Вольга".

 

Потому что по всем показателям сперва кажется, что «Куда ты пропала, Бернадетт?» именно что комедия. И не просто комедия, а – подчеркнем это – тупая американская комедия. Вдобавок поставленная по такому, кажется, сугубо американскому жанру литературы как мотивационный бестселлер; в основу сценария положен одноименный роман писательницы Марии Семпл. Кстати, главная сложность адаптации, по словам создателей экранизации, состояла в том, что это роман в письмах, и перевести их на язык кино было не так-то просто.

Однако на деле всё оказывается сложнее и интереснее, и «Бернадетт» скорее можно назвать пародией на тупые американские комедии, чем одной из них. Словно Линклейтер для своего фильма воспользовался набором готовых заготовок из разных фильмов подобного рода, перемешал их и собрал заново. Неизвестно, добивался ли этого режиссёр, но ему удалось остроумно и тонко потроллить, а то и просто жёстко выстебать штампы этого жанра. Но даже стёб получился у него смешно и талантливо. Может быть, сюжету фильма немного не хватает динамики и увлекательности (он, в общем-то, довольно предсказуем, и вся интрига раскрывается уже в трейлере), зато классные гэги и шутки идут сплошным потоком, подчас даже смывая здравый смысл. В какой-то момент фильм вообще переходит условную грань реализма и превращается в фантастический абсурд, в котором действуют исключительно законы не жизни, но кино. И да, в этом диком веселье найдется место даже русским кибер-террористам. При этом удивительно, что в целом Линклейтеру удаётся удержаться от полного идиотизма, и итоговое впечатление от его фильма остаётся довольно тонким и сентиментальным.

При просмотре очень чувствуется, что «Куда ты пропала, Бернадетт?» – кино американское, но, если можно так сказать, американское в лучшем смысле слова. По настроению картина чем-то напоминает лучшие фильмы Криса Коламбуса вроде «Мачехи» и «Двухсотлетнего человека», где тонны сентиментальности органично сочетались с драмой, одновременно вызывая у зрителя неподдельную нежность и заставляя по серьёзу переживать за судьбу героев. Конечно, в «Бернадетт» есть серьёзные сюжетные натяжки, но их при просмотре вовсе не замечаешь – кажется, что всё так и должно быть. А это значит, что фильм удался.

 

"Куда ты пропала, Бернадетт?" Источник: "Вольга".

 

Одним словом, жонглирование настроениями и жанрами сходит Линклейтеру с рук – выходит сразу и душевно, и едко, и мило, и жёстко. Отчасти мелодрама, отчасти комедия, немного драмы, а порой прямо-таки сатира. При этом можно сказать, что Линклейтер в полной мере наследует традициям болтливого и разговорного кино вроде мамблкора; диалоги иногда разгоняются до такой скорости, что только успевай ловить на лету. Не остаётся никаких шансов на то, что какие-то вещи в фильме останутся зрителю неясными или непонятными. Проговаривается буквально всё: и основная идея фильма, и мораль.

Главный посыл можно считать ещё в названии, но после просмотра он становится очевиден. Ведь название фильма двойственно: с одной стороны у Бернадетт действительно нет никакой собственной жизни, все последние годы она жила ради дочери. А ещё она сбегает буквально – так, что обнаружить её удаётся не сразу. Имя главной героини тоже произносится в фильме многократно, на все лады, но каждый раз с другой интонацией – в зависимости от того, кто говорит. У каждого персонажа ей удаётся вызвать ответную реакцию на свои слова или действия, по большей части негативную. Бернадетт вообще с большим отрывом выиграла бы в конкурсе на тему "как заставить всех окружающих тебя ненавидеть". Но при этом она – центр и ядро всего фильма, мы смотрим на эту историю и все ситуации её глазами, и наше сочувствие тоже на её стороне.

При этом Бернадетт – сама себе главный враг. Если оперировать терминами из учебника по сценарному мастерству, то можно сказать, что она сама себе антагонист (не считать же за настоящих злодеев двух завистливых, противных и заносчивых соседок-сплетниц). И борется Бернадетт, в первую очередь, сама с собой, и только потом уже со всем окружающим миром. Так что Линклейтер, по сути, ухитряется обойтись без злодея, и весь конфликт в его фильме разворачивается внутри взрывной и импульсивной главной героини, то взрослой, то инфантильной, но главное – зарывшей в землю и не до конца реализовавшей свой огромный творческий потенциал. Последнее (или первое?), что нужно знать о Бернадетт – это то, что до рождения ребёнка она была выдающимся архитектором, гением, черпавшим вдохновение из самых простых вещей; настоящей звездой архитектуры, чье творчество чуть ли не изучают в художественных вузах по всей стране. Один из наиболее эмоциональных для Бернадетт моментов в фильме – когда посреди ночи она смотрит на YouTube видео о себе самой. Есть ещё несколько моментов, связанных с героиней, которые в фильме другого жанра могли бы стать душераздирающими (например, когда Бернадетт рассказывает о том, через что ей пришлось пройти чтобы родить ребёнка), но здесь они даются впроброс, без акцента, и этим, может быть, цепляют ещё сильнее.

 

"Куда ты пропала, Бернадетт?" Источник: "Вольга".

 

Как мы уже говорили, «Куда ты пропала, Бернадетт?» с полным правом можно назвать бенефисом Кейт Бланшетт. Однако нельзя не сказать хотя бы несколько слов о других исполнителях, которые поддерживают здание фильма Линклейтера. В первую очередь, это Билли Крадап в роли мужа главной героини, работающий на разительном контрасте с Бланшетт: сдержанно, предельно спокойно, почти статично. Ну и конечно, замечательная Эмма Нельсон, изображающая чудесную и понимающую дочь своих родителей. Для неё эта роль стала первой в большом кино, и ей удалось выйти за пределы функционального образа и не потеряться на фоне остальных. На втором плане можно отметить также Кристен Уиг, на полную катушку реализующую свой комико-драматический потенциал и Лоуренса Фишбёрна, мелькающего в паре эпизодов.

Конечно, можно критиковать и саму Бернадетт, и фильм про неё за многое. Можно называть его поверхностным, говорить о сценарных неувязках и периодическом отсутствии логики, обвинять его в том, что все звучащие в нём мысли и идеи донельзя банальны. А можно просто позволить себе попасть под его обаяние и проникнуться жизнеутверждающей атмосферой, душевным и позитивным настроем. Тем, кому это удастся, фильм непременно понравится. Ведь история о потере и поисках себя и об обретении заново случается в жизни почти у любого человека и созвучна каждому. Ну и будем откровенны: бросить скучную и надоевшую жизнь с её проблемами и рутиной и сбежать на южный полюс – кто из нас хоть раз о таком не мечтал?

 

"Куда ты пропала, Бернадетт?" Источник: "Вольга".


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Неутомимый социалист Джордж Бернард Шоу
Итоги проекта «Театральное ПТУ 6.0»
Андерс Петерсен. Кафе «Лемитц»
Безвоздушное пространство («Розовое облако», реж. Юли Жербази)
Ушёл из жизни неповторимый Алан Рикман
Премьера. "Полный расколбас" от Сета Рогена и его друзей
DAS. Ключ от чердака
Пол Маккартни «Egypt Station»
Энцо Феррари. Commendatore
Библионочь. Библиотека А.Ф.Лосева