Партнеры Живи добром

Катрин Денев: неукротимая и строптивая

Во Франции есть одна любопытная традиция – раз в несколько лет приглашенный для этого ответственного дело скульптор создает бюст Марианны. Марианна являет собой воплощение свободной Франции, символ страны и культуры. Поначалу Марианна изображалась некой абстрактной молодой женщиной, однако с 1968 года было решено выбирать конкретную женщину – самую известную, самую красивую, самую французскую. Первой Марианной стала Брижит Бардо, потом подарила свое лицо символу Франции актриса Мишель Морган, затем – певица Мирей Матьё. В 1985 году в белом мраморе родилась новая Марианна с лицом самым утонченным и аристократичным, которое она только могла обрести.

Катрин Денев

Высокий лоб, изящный изгиб густых бровей, огромные ореховые глаза, узкий прямой нос и легкая улыбка на губах утопают в мягких белокурых локонах. Взгляд испуганного оленя вдруг становится томным и спокойным. Все это ярко обрамляется твердым характером и категоричными, даже революционными для женщины высказываниями.

«Я сама себе Пигмалион».

«Пока существуют разводы, в браке нет смысла».

«Я не хотела бы вернуть себе молодость и начать все сначала. Актрисам больше не позволяют быть индивидуальностями».

Не так легко понять, огонь она или вода, эта загадочная Катрин Денев. 

С самого детства Катрин была окутана каким-то туманом и тайной. В семье актера Мориса Дорлеака всегда стоял шум и гам – неизбежные сопровождающие четырех маленьких дочерей. Только одна, третья девочка по имени Катрин, была настолько тихой и застенчивой, что это даже вызывало опасения: вдруг ребенок растет с отклонениями? Пока сестры носились по дому и играли, Катрин улыбалась и молчала, как будто была где-то далеко. К счастью, родителям нечего было бояться. Просто таков был ее характер.

Катрин Денев

Возможно, Катрин не принимала активного участия в шумных играх сестер, зато ей, как и остальным дочерям Дорлеака, очень нравилась сцена. Эти первые спектакли определили будущее всех четырех сестер: старшая, Франсуаза, всегда грезила миром кино и благодаря своему упорству уже в 15 лет сумела добиться успеха. Катрин хотя и не имела таких определенных целей, как сестра, все же решила последовать ее примеру и в 14 лет получила роль в фильме «Гимназистки» (1957). Следующая картина – «Двери хлопают» (1960) - стала ее первой совместной работой с Франсуазой.

Полностью жизнь Катрин перевернул режиссер Роже Вадим, с которым она познакомилась в 1960-м году. Именно он предложил ей не делить фамилию Дорлеак с сестрой и взять фамилию матери Денев. Именно Вадим обучил 17-летнюю актрису всем тонкостям мастерства. Ради Роже тихая и скромная Катрин впервые проявила свой непокорный характер и ушла из дома. В 1963 году Денев родила от Вадима сына Кристиана. Но семьей они так и не стали: Катрин ушла. От Роже у нее остались ребенок и не очень успешные роли в картинах «Сатана там правит бал» (1962) и «Грех и добродетель» (1963). Вадим же сохранил самые теплые воспоминания о возлюбленной, изложив их позже в своей книге «Три самые прекрасные женщины на свете» (Катрин Денев, Брижит Бардо и Моника Витти).

Денев быстро зарекомендовала себя как достойная актриса, что позволило режиссерам доверять ей главные роли. Долго ждать триумфа не пришлось. В 1964 году ее звезда ярко засияла, благодаря легендарному фильму Жака Деми «Шербурские зонтики». История любви юной продавщицы зонтов Женевьевы и простого автомеханика Ги стала культовой не для одного поколения, сделав Катрин настоящей звездой французского кино. Актриса начала покорять и вдохновлять самых блестящих режиссеров. Роман Полански подарил ей главную роль в своем триллере «Отвращение» (1965), а у знаменитого сюрреалиста Луиса Бунюэля Катрин снялась в фильмах «Дневная красавица» (1967) и «Тристана» (1970). Разумеется, ее не могла не захлестнуть «новая волна» в лице Франсуа Трюффо и ролей в картинах «Сирена с Миссисипи» (1969) и «Последнее метро» (1980).

Катрин Денев

Особое место в жизни Катрин занимает музыкальный фильм «Девушки из Рошфора» (1967), ведь эта лента стала последним совместным появлением на экране двух звездных француженок Денев и Дорлеак. 26 июня 1967 года любимая сестра Катрин Франсуаза попала в страшную аварию на пути в аэропорт Ниццы и сгорела заживо. Это был ужасный удар для Денев. По характеру сестры были противоположностями и нередко ссорились, но любили друг друга и были неразлучны, как близнецы. Гибель Франсуазы осталась глубокой раной в жизни Катрин, и она до сих пор любит повторять, что ее успех должен был на самом деле принадлежать сестре. 

Холодная аристократка Катрин Денев продолжала оставаться любимицей французских режиссеров. В 70-е и 80-е она делала не по одному фильму в год: сказочная «Ослиная шкура» (1970), мистическая «Женщина в красных сапогах» (1974), комедия «Надеемся, что будет девочка» (1985), мелодрама «Странное место для встречи» (1988), в которой она сыграла со своим хорошим другом Жераром Депардье, и многие другие. Очень тяжелый и, пожалуй, один из лучших ее фильмов «Такое случается только с другими» (1971) свел ее с итальянским красавцем Марчелло Мастроянни. Он сразу был покорен холодной и неприступной Катрин, которая никак не могла оправиться после смерти сестры и очень замкнулась в себе. Но Денев была бесстрастной, что распаляло Мастроянни еще больше. Он добился развода у жены и, как выразилась Джульетта Мазина, принялся «осаждать эту французскую Бастилию». Отчасти крепость сдалась. В 1971 году появилась на свет дочка Кьяра. Но женить на себе строптивую Денев Марчелло так и не удалось. Да и можно считать, что никому это не удалось: Катрин была замужем однажды, за британским фотографом Дэвидом Бэйли, но узы брака оказались не для нее.

Денев и Мастроянни

 В 90-х Катрин Денев продолжала много и успешно сниматься. Картина 1992-го года «Индокитай» с ее участием получила «Оскара» как самый лучший фильм на иностранном языке. За роль в «Вандомской площади» (1998) актриса получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль Венецианского кинофестиваля. «Пола Х» (1999) режиссера Леоса Каракса номинировалась на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Картина «Восток-Запад» (1999) стала первой работой Денев в преимущественно русском коллективе: режиссер Режис Варнье свел вместе Катрин, Олега Меньшикова, Сергея Бодрова мл., Татьяну Догилеву и других. Фильм получился настолько успешным, что был среди номинантов на «Оскара». Другое сотрудничество французской актрисы с иностранцами не было столь плодотворным: в 1983 году она составила дуэт с Дэвидом Боуи в американской ленте о вампирах «Голод», но так и осталась для публики из Штатов девушкой из рекламных роликов. 

XX век сменился XXI-м, а Катрин Денев по-прежнему любима. Она снова поработала со скандальным датчанином Ларсом фон Триером («Танцующая в темноте», 2000; в 1996-м он снимал актрису в фильме «Рассекая волны»). Комедия Франсуа Озона «8 женщин» (2001) имела огромный успех во многих странах. Катрин также принимала участие в озвучке мультфильма «Персеполис» (2007), отражающего реальную историю, произошедшую с иранкой Маржан Сатрапи. В 2012 году она появилась на экране с дочерью Кьярой Мастроянни в музыкальной мелодраме «Возлюбленные».

Катрин Денев

Итак, ни горе, ни мужчины, ни время не смогли укротить Катрин Денев. В этом году ей исполняется 72 года, но если вы этому не верите, то и не надо. Это действительно кажется невозможным. Она по-прежнему божественно выглядит: белокурая аристократка с сигаретой в руках, не признающая никакого другого дизайнера, кроме Ива Сен-Лорана. И пусть Марианна уже неоднократно «меняла» лицо, но Катрин Денев так и осталась для миллионов символом Франции, классикой, как белый мраморный бюст Марианны.


Катерина Мячикова



 


 

Рекомендуем

Фильм недели. «Иррациональный человек»
Повелитель приключений. Эдгар Райс Берроуз
Лекторий «Культура 2.0»
Что? Где? Когда? Куда пойти на этой неделе
Николай Огарев: поэт или революционер?
Георгий Менглет. Амплуа – «живая легенда театра»
Жорж Сёра: Гренадёр, нотариус и новатор
Ялта – город мирового значения
Александр Збруев: «Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа»
Завет Рериха