0123
Партнеры Живи добром

Косплей по-голливудски («Красавица и Чудовище», реж. Билл Кондон)


"Красавица и чудовище"


С 16 марта в российский прокат выходит еще одна версия сказки «Красавица и Чудовище». Излюбленный мотив в кино и мультипликации перетолковывался не один раз. Видимо, что-то в этой сказке, как и во многих других время от времени экранизируемых произведениях, до сих пор себя не изжило и продолжает оказывать чуть ли не магическое воздействие, заставляя кинематографистов вновь и вновь воссоздавать каркас известной истории, а зрителей – смотреть очередную экранизацию и оценивать удачность новой адаптации.

Достаточно вспомнить, фильм Жана Кокто 1946 года. Спустя годы нетривиальная концовка ленты если не заставляет хорошенько задуматься над увиденным, то хотя бы удивляет и цепляет. В 2014 году в роли Белль мир увидел Леа Сейду, Чудовище и Принца сыграл Венсан Кассель. Как тому и подобает, Белль была трудолюбива, и сестры ее тяготились жизнью в деревне, мечтая поскорее выйти замуж. Но история Принца до рокового преображения отличается от вмонтированного в ДНК стараниями Диснея сказе о ссоре принца и феи. На совести Чудовища от Касселя лежит, помимо самовлюбленности, еще один грех.

В отечественную мультипликацию знакомый сюжет просочился через сказку Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Мультфильм 1952 года посмотрело не одно поколение. Настенька, как и французские красавицы, младшая сестра и выполняет большую часть домашних хлопот. Она скромна и смиренна. Совсем из другого теста вылеплена Белль из диснеевской мультипликационной ленты 1991 года. Эта девушка разорвала порочное родство с Золушкой и уже не прислуживает избалованным сестрам. Их у нее попросту нет. Она живет с отцом-изобретателем, читает книжки и мечтает увидеть мир.

Через четверть века Эмме Уотсон посчастливилось воплотить на экране версию Красавицы из мультфильма 1991 года. В ее героине проявляется слегка едкая колкость и своенравность взамен достоинству мультипликационной предшественницы и ее обволакивающей женственности. Образ современной Красавицы прописан с нотками иронии. Зато она не отстает от своего отца и умеет конструировать различные приспособления, значительно облегчающие быт (еще один шаг в сторону от унижаемой сестрами труженицы а-ля Золушка). Сильнее в фильме акцентируется и стремление Белль увидеть мир. Она отвадит Гастона резче, чем нарисованная соратница, явно томясь в глубинке и не веря в то, что ей суждено прожить в деревне всю жизнь.

«Красавица и Чудовище» 2017 года идет практически по следам диснеевского мультфильма. Ленту режиссера Билла Кондона можно назвать пересказом близким к тексту мультика, пересказом с обилием цитат и небольшими вкраплениями своего слова. Музыкальные номера по сравнению с мультфильмом в ленте ярче и масштабнее, они находятся на уровне бродвейских постановок. Не даром Кондон, правда, в качестве сценариста, трудился над мюзиклом «Чикаго» (2002). На каплю больше внимания в фильме уделяется второстепенным персонажам. Сценаристы рассказали о матери Белль, дали чуточку больше эфирного времени фее, проклявшей Принца, и отцу Красавицы, задержались на амурных терзаниях Люмьера.

Жестче стал и ухажер Белль Гастон (Люк Эванс). На поверхность вышла нервозность Гастона, его самолюбие еще сильнее срослось с неуверенностью в себе. Люк Эванс обыгрывает как моменты смачного самолюбования отвергнутого красавца, так и секунды, когда его персонаж чувствует себя неуютно. Гастон получился рельефнее и многограннее Белль, в чьем характере в фильме отсутствуют полутона. К заслугам Уотсон надо отнести хотя бы то, что, несмотря на напрашивающуюся аналогию между книголюбкой Белль и Гермионой, актрисе удается развести этих персонажей и не дублировать в диснеевской сказке волшебницу из Хогвартса.

Чудовище (Дэн Стивенс) в сопоставлении с мультипликационным монстром облагорожено: видимо, сценаристы не смогли себе представить, что умная девушка может влюбиться в безграмотное чудище. Но новые штрихи в характере Принца выводят из игры один из козырей Белль: разница между мужчиной, заколдованным другой женщиной, и молодой девушкой сводится к внешности и социальному статусу. Интеллектуально Белль и Чудовище более-менее уравнены. Стоит ли говорить, что напряжение в фильме сосредоточено не столько в развитии любовной линии, сколько держится на бессердечности Гастона и его отношении к отцу Белль. Но это вовсе не значит, что в версии сказки от Кондона есть попытки представить видение событий с точки зрения антагониста, как в «Малефисенте» (2014). Каждый персонаж, несмотря на дополнительные штрихи в образе и изменения в настроении, структурно остается на том же месте, что и в мультфильме.

Поэтому однозначно ответить на вопрос «Отличается ли существенно фильм 2017 года от волшебной сказки из 1991?» нельзя. С одной стороны, даже долгожданный каминг-аут Лефу (Джош Гад) не создал принципиально новых углов в популярной истории. С другой – дьявол таится в деталях. Лента Кондона – двойник диснеевского мультфильма, а с двойниками всегда связано немало подводных камней. Визуально новая версия «Красавицы и Чудовища» приближена к мультику, но в ней аккуратно смещаются акценты, из отношений Белль и Принца в теле монстра уходит «очарование» неравенства. В фильме не столь важна «химия» между героями Уотсон и Дэна Стивенса, сколько истории становления как личностей каждого по отдельности и то, что их союз в итоге каждому даст.


"Красавица и чудовище"

Елена Громова


 

Рекомендуем

Сумочка как наживка ("В объятиях лжи" реж. Нил Джордан)
«The Jivesouls»: музыка, которая вдохновляет
Первый форум артистов и продюсеров BIS. Интервью со спикерами
Поколение джинсов ("Заложники" реж. Резо Гигинеишвили)
Что? Где? Когда? Культурные события ноября
Очарование Средневековья. Гид по центру Таллина
Искусство кижских мастеров
Начинается царство кино
Мария Тенишева. Гордость всей России
Иван Шишкин: «Вдохновение – это сама работа»