Партнеры Живи добром

Марлен Хуциев. Кино без толики фальши


В этом году российскому кинорежиссёру Марлену Мартыновичу Хуциеву исполняется 90 лет. Фильмы Марлена Хуциева вполне можно назвать советским артхаусом: внутренний мир героев всегда сложен, многослоен, а после фильмов остаётся долгое послевкусие.

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев окончил режиссёрский факультет ВГИК, после чего стал работать на одесской киностудии. В 1956 году Марлен Хуциев совместно с Феликсом Миронером снял фильм «Весна на Заречной улице», собравший с 1956 года около 30,12 млн. зрителей. Картина привлекает своей простотой, самобытностью характеров героев, искренностью настроений. Два года спустя режиссёр снял фильм «Два Фёдора».

Следующая и одна из самых известных картин - «Застава Ильича», переименованная позже - «Мне двадцать лет». Картину пришлось много раз перекраивать, многие эпизоды были пересняты заново после партийной критики. Так, например, Хрущёв высказал точку зрения, что «трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи, так они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться», и далее заметил: «И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!». Примечательной является и документальная съёмка поэтического вечера в Политехническом музее, где выступили такие поэты как Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, а Булат Окуджава исполнил «Сентиментальный марш».

У Хуциева герои часто понимают друг друга при помощи взглядов, диалоги кратки, своеобразны, всегда присутствует подтекст, нет лишних слов, мысли высказаны точно. Например, в фильме «Мне двадцать лет» отец Ани спрашивает Николая, одного из трёх главных героев: «Что вы обо мне знаете, чтобы так молчать?» Или другой пример, когда Аня и Николай идут в гости к друзьям, где танцуют, беседуют, казалось бы, весело проводят время, но в диалоге мы видим обратное.

- Тебе весело было?

- Нет.

- И мне нет.

- Зачем тогда собираться?

- Ну если не собираться, то было бы ещё хуже.

Простые искренние слова и ни капли лжи – вот, что привлекает в фильмах этого выдающегося режиссёра.

- Ты знаешь, я тут как-то подумал, и понял, что я совершенно правильный газетный человек, работаю, собираюсь в институт, занимаюсь общественной работой, я агитатор.

- Так ты ж простой советский человек.

- Ладно, простой. Где я простой? Ты вот простой?

- Я многогранный.

- Одним словом, простой многогранный советский человек.

Марлен Хуциев

В этих незамысловатых диалогах прослеживается глубокий подтекст; через героев режиссёр рассказывает о напрасности суеты и о стремлении к простоте. Картина «Мне двадцать лет» получила специальную премию на Венецианском кинофестивале в 1965 году и «Золотую пластину» на Римском кинофестивале.

Уже повзрослевших героев «Заставы Ильича» можно увидеть в фильме «Июльский дождь», который вышел в 1966 году. Там им около тридцати лет, и они уже не так романтически настроены.

После «Июльского дождя» были сняты телевизионные фильмы «Был месяц май», награждённый призом международного фестиваля кинофильмов в Праге, и «Алый парус Парижа», а также документальный фильм Михаила Ромма «И всё-таки я верю», который Марлен Хуциев завершил совместно с Элемом Климовым и Германом Лавровым. В 1983 году был снят фильм о двух разных поколениях «Послесловие». Марлен Хуциев также сам снимался в кино в таких фильмах как «Карл Маркс: Молодые годы», «В день праздника», «Гори, гори, моя звезда», «Инвервенция», «Золотой телёнок».

Одним из последних фильмов является «Бесконечность». Фильм кажется очень долгим, бесконечным из-за некоей присущей хуциевским фильмам медлительности кадров, множеству кадров пейзажа, которые иллюстрируют яркий образец киноживописи, постоянной задумчивости героя. Главный герой, типичный «советский шестидесятник», которому уже около сорока-пятидесяти лет, погружается в воспоминания о своей жизни, оглядывается на неё, о чём-то жалеет, - его жизнь подходит к концу; но жизнь всего человечества продолжается – она бесконечна. Вот только недавно праздновали Новый 1900 год, наступление XX века, и тут уже пришла пора века нового. Человечество из рода в род переносит традиции, приметы - «Посуда бьётся? Это к счастью!». То, что мы видели, начиная с самого первого дня нашей жизни, живёт в нас, хотя многого мы уже и не помним. И даже то прошлое, которое мы своими глазами не видели, оно тоже живёт в нас. И так есть и будет со всеми людьми, которые живут, и которые родятся. Собственно, об этом и фильм. В фильме «Бесконечность» прошлое перемешивается с настоящим, реальное – с вымышленным. Мастерство снятой картины как всегда поражает своими деталями... Точку в этом фильме Марлен Хуциев ставит хоральной прелюдией фа-минор "Ich ruf zu dir, Herr Jesus ..." Баха. Фильм «Бесконечность» получил премию Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и приз экуменического жюри.

Марлен Хуциев

В 2001 году снят документальный фильм «Люди 1941 года» о людях предвоенного времени, какими они были, как размышляли. Сейчас ожидается в прокат кинокартина «Невечерняя», в которой показан диалог двух гениев Льва Толстого и Антона Чехова. И можно смело надеяться, что такой мастер киноискусства как Марлен Мартынович Хуциев вновь оправдает ожидания зрителей и покажет такое же искреннее и атмосферное кино.


Ирина Гладких


 

Рекомендуем

«Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуард Володарский
Всеволод Мейерхольд. Реформатор и новатор
«Не вечный для времен, я вечен для себя». Евгений Баратынский
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
Ничто не может сломить человека («Сильнее» реж. Дэвид Гордон Грин)
Спартак Мишулин. «Я могу вернуть людям детство»
Громкие споры вокруг «Тихого Дона»
Аньоло Бронзино: гений маньеризма
Жюль Верн. Путешествие к центру Земли, вокруг света и из пушки на Луну
Никита Михалков. «Кино – это диагноз».