Партнеры Живи добром

Никита Михайловский: сны о чем-то большем


И их таких было много, которые раньше срока, они были Джеймс Дин и Франсуаза Дорлеак, их было много, Йен Кертис и Ривер Феникс, у нас был Никита Михайловский - мать-модель сделала его с шести лет моделью, а отчим-директор «Ленфильма» заранее прописал в актеры, но Никите было не до этого, он был звездой заранее, а ему это было не нужно, и он бежал от этого всякого, потому что слава - блажь, и главное - любить, а потом была роль в «Вам и не снилось», а одиннадцать лет спустя он умер. Смерть Никиты Михайловского от лейкоза в 91-м совпала с пиковым куском Перестройки - Михайловский не увидел нового мира, и это страшно и непристойно и так не должно было быть. 


Никита Михайловский


Его родители развелись рано, и мать вышла замуж за директора «Ленфильма», путевка в жизнь, да? Но нет, хроматическим образом в обратную сторону, смерть матери, отчим уходит в другую семью, Никита в руинах, а потом кино, было кино. В 80-м, в том же году, когда умерла Алевтина Михайловская, Илья Фрэз снял «Вам и не снилось», идеальный фильм о школьной любви - по-малолетне чистой и невозможной, и карьера Никиты - это был его четвертый фильм - катапультировала. Ему было шестнадцать, а он сделал себя небезразличным для остальных, даже если ему самому этого не хотелось, и его обильно любили и нелепо ненавидели - и все за одно и то же, за чувственность. «Такого в этой стране нет», - говорили власти, «Однако же есть», - противились школьницы, и оно действительно било из Никиты ключом.  Поразительно, Татьяна Аксюта, перенесшая в плоть его экранную любовь, старше его на семь лет, замужняя, умудренная опытом женщина, не смогла сделать того, что сделал подросток - стать моментально иконической, неподменной фигурой. 


Никита Михайловский


После «Вам и не снилось» его носили на руках, но он бежал от славы во ЛГИТМИК, а затем в нищий петербургский андеграунд, и стал его квартирным покровителем - потому что существовал во всем от современного театра до живописи, писал срамные (так и не опубликованные) сказки и обитал в огромных хоромах напротив «Ленфильма». Голь на выдумку хитра, и Михайловский совместно с неподъемной ныне величиной, а тогда молодым режиссером Борисом Юханановым основал «Театр. Театр», где творилась характерная восьмидесятническая фантасмагория: «Он [Михайловский] играл Арлекина, который практически обнаженный передвигался по сцене в изысканных менуэтных па с детской игрушкой в руках, при этом все время, ругаясь матом».


Никита Михайловский


«Великий петербургский сирота» - так его называли, и поэтому, несмотря на номинально панковский, полуподпольный образ жизни, Никита обзавелся семьей, женой и дочерью, чтобы сиротой больше не быть. Он был профессиональным актером, в том смысле, что отучился во ЛГИТМИКе и рассматривал лицедейство сугубо как заработок денег, однако в проходняке не снимался. В период с 85-го по 90-й он сделал еще девять ролей, а в 90-м обнаружили лейкоз, и его отправили в Лондон, пересадка костного мозга, деньги собирали всем миром, настолько, что приложились Ельцин и Тэтчер, но.


Никита Михайловский


«У нас все будет хорошо, как у Романа и Кати», - говорил Никита второй жене, а она рисовала его, не могла перестать рисовать этот логичный и неумолимый распад.


Михайловский воплощал первобытную диалектику эроса и танатоса - был таким живым, а постоянно умирал на сцене или играл стариков, и непременно очень лукавил, когда говорил, что только зарабатывает деньги, это был почти дионисийский ритуал смерти и возрождения, и Никита, умный, осведомленный человек, понимал и принимал правила игры, понимал, что его карьера пронзительно зеркально отразится на жизни. «Я буду вам сниться…» - такой вышел посмертный док про Никиту, и парень действительно будет.



Михаил Захаров 



 

Рекомендуем

«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры». Севастополь
Хрупкая сила Веры Глаголевой
Дубай глазами простого туриста
Проект SYMPHONY KIDS. Неклассический концерт для классических детей
Исследователь человеческих страданий. Шарль Бодлер
"Секс и офис", или Руководство по карьере из 60-х
Гений «дивного карандаша» – Джордж Доу
Открытие Московского Международного фестиваля «Москва встречает друзей» глазами Daily Culture
Ричард Роджерс. Начало эпохи хай-тек
Седьмой международный фестиваль имени С. Рахманинова «Белая сирень» в Казани