Партнеры Живи добром

Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)




«Страна в Европе. Населена католиками». Примерно такой портрет Польши складывается при просмотре фильмов Малгожаты Шумовской. Практически вся ее фильмография так или иначе затрагивает проблемы веры. Например, главный герой «Во Имя» (2013) – католический священник-гей. Фильм «Тело» (2016) касается темы спиритизма. Ну а в центре сюжета «Приди ко мне» (2019) – жизнь изолированной секты на фоне природы.

Именно поэтому новый фильм главной современной польской постановщицы можно назвать для неё нехарактерным. Здесь нет ни медиумов, ни пастырей, а в центре сюжета и вовсе – мигрант из Украины по имени Женя (звезда «Очень странных дел» Алек Утгофф). Он работает массажистом в Варшаве. Однако не ждите привычных штампов про мигрантов. Герой этой картины – подлинный супергерой. Женя не только знает все языки, но еще и обладает сверхъестественными способностями: например, двигает предметы силой мысли и лечит наложением рук. Работает он в коттеджном поселке около Варшавы, где скучающие польские буржуа ждут прихода массажиста-спасителя. А спасать есть от чего: от семейных неурядиц, эмоциональных травм и даже от страха приближающейся смерти. В отличие от реальных мигрантов, Женю обожают все жители коттеджного поселка: начиная от охранника, поднимающего шлагбаум до хмурого и агрессивного Солдата (Анджей Хыра). Но постойте, а где же традиционный конфликт, двигатель сюжета? 


"Снега больше не будет". Источник: Capella Film


А конфликт на самом деле есть. И более того, можно сказать, что он же является и основной темой фильма. Ведь главная проблема Жени – это конфликт с его прошлым. Он родился в Припяти после Чернобыльской катастрофы: разрушение и потеря города, гибель близких людей – то, с чем столкнулся герой Алека Утгоффа сразу после рождения. Свои жизненные трудности есть практически у каждого жителя поселка. Женя умеет помочь другим людям решить их проблемы– но кто протянет руку помощи ему? 


"Снега больше не будет". Источник: Capella Film


Ещё одна важная тема фильма Шумовской – это мигранты, которые стали привычной частью польского общества. Как правило, это такие же выходцы из Восточной Европы, как и Женя. Мигранты живут в таких же панельных микрорайонах, как и герой Алека Утгоффа; их клиенты столь же зависимы от них, как и клиенты Жени зависимы от своего массажиста. Фильм предлагает взглянуть на этих незаметных людей иначе: у Шумовской именно мигрант – настоящий центр притяжения и отрада всех героев картины. Режиссер подчеркивает общность с этими людьми даже в визуальных образах: не зря зажиточные польские «хозяева жизни» живут в абсолютно одинаковых домах, отличающихся друг от друга не больше, чем панельные многоэтажки на окраине Варшавы (именно в такой и проживает Женя). Поэтому, несмотря на разный социальный статус, у людей одинаковые проблемы, например – изменение климата, которое Шумовска даже вынесла в название.


"Снега больше не будет". Источник: Capella Film


«Снега больше не будет» безусловно красив: видами и загородного поселка, и варшавских окраин, можно только наслаждаться. Несколько смущает только чрезмерное копирование Тарковского. Польские режиссеры не раз обращались к его наследию – достаточно вспомнить «Холодную войну» Павликовского. Но если в нашумевшей ретро-мелодраме обращение к визуальным приемам самого цитируемого советского режиссера было оправдано сюжетом, то в у Шумовской заимствование местами выглядит неприлично. Настолько, что ловишь себя на мысли, что наблюдаешь на экране за реинкарнацией Мартышки из «Сталкера». Хотя в целом кино безусловно оставляет положительное впечатление: это коктейль из меланхолии по утраченному и одновременно – фильм, наполненный оптимизмом и солнечным светом. Недосказанность позволяет интерпретировать картины по-разному и дает повод её не только посмотреть, но и пересмотреть: хотя бы ради странного ощущения надежды, которую новая работа Шумовской дарит. После просмотра разве что хочется опровергнуть категоричное утверждение в названии фильма: снег точно будет. 

«Снега больше не будет» – в кино с 18 марта. 

Андрей Лихацкий

 

Рекомендуем

Динозаврам – волю («Мир Юрского периода 2» реж. Хуан Антонио Байона)
«Куликово поле» номинирован на премию «Европейский музей года 2020»
Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета
Аркадий Райкин. Король эстрады
Леонид Енгибаров – «клоун с осенью в сердце»
2-й музыкальный фестиваль «Дым над водой. От классики до рока»
Эрик Рассел: от творчества на двоих до Зала Славы
«Жить – значит петь»
Финал «Импровизационного БАТЛа. Федеральные игры»
Лев Толстой: «Они разрывают меня на части. Иногда думается уйти от всех...»