Партнеры Живи добром

В чужой шкуре ("Оленья кожа" реж. Mr. Oizo)


"Оленья кожа". Кадр предоставлен прокатчиком.

«Et si tu n’ existais pas»,  напевает Джо Дассен, и Жорж (Жан Дюжарден) все дальше уезжает от дома. Он утопит пиджак в унитазе и отстегнёт семь с лишнем тысяч евро за старую куртку в ковбойском стиле. Вещь сделана из оленьей кожи, ее бывший владелец не верит, что получил такие громадные деньги за завалявшееся старье с бахромой, и дарит Жоржу в придачу еще и старенькую кассетную камеру. В обновке и с записывающим устройством за плечом Жорж явится в маленький отель где-то во французской провинции. Вечером в баре он соврет симпатичной барменше Дениз (Адель Энель), что приехал снимать кино. Она поведется и признается: ее хобби – монтаж, девушка даже «Криминальное чтиво» выстроила в хронологическом порядке. Но страстью мачо в «убийственном» прикиде воспылает не к светловолосой красотке, а к своей куртке. Он нежно общается с ней, вещь ему «отвечает» и делится заветной мечтой. И вот Жорж уже снимает на камеру, как самозабвенно воплощает в жизнь чаяния ковбойского прикида.

Одежда и ее воздействие на людей – отдельная тема в кинематографе и искусстве. Даже у Питера Паркера (Том Холланд) в «Человеке-пауке» 2017 года были проблемы с супергеройским костюмом от Тони Старка дорос ли юнец до навороченного трико супергероя? В марвеловском блокбастере сложности с гардеробом встроены в матрицу взросления и принятия ответственности за чужие жизни. В комедии «Оленья кожа» Кантен Дюпье монтирует их с кризисом среднего возраста и токсичной маскулинностью.

Жорж явно недоволен прошлой жизнью. Он сбрасывает старый пиджак и пытается втиснуться в новую оболочку, превратиться из серой массы в крутого парня, на которого все обращают внимание, и тот способен это внимание выдержать и погреться в его обжигающих лучах. Жорж постоянно красуется в ковбойской куртке и становится главным героем своего же фильма. По «Оленьей коже» рассыпаны отражения Жоржа в зеркале и объективе камеры, он появляется на экране телевизора и с нескрываемым любопытством наблюдает за собой, уставившись в выцветшее изображение.

Самолюбование мужчины Дюпье умело сплавляет с подколами в сторону киноиндустрии и кинокритики. Он снимает многослойное, как модный look, кино о кино, шлет приветы спагетти-вестернам и голливудским режиссерам, сам же придумывает, в какие жанровые рамки можно запихнуть фильм Жоржа, и дает этому спонтанному мокьюментари до смешного напыщенную интерпретацию.

Конечно, «Оленья кожа» это еще и критика общества потребления и безжалостного отношения к братьям нашим меньшим, когда страдания животных, их жизнь и смерть становятся частью бизнеса по удовлетворению потребности в обладании очередной модной (или не очень) вещью. Чем сильнее зависимость от вещей, тем более одиноким становится человек, тем меньше связей ему удается поддерживать с миром и другими людьми, тем более он уязвим и неадекватен, показывает Дюпье.

«Быть» Жоржу не хочется, с «казаться» тоже возникли проблемы. Куртка ему не по размеру – маловата и коротка, но французского ковбоя XXI века это не волнует. В погоне за крутостью и усыпанной трупами мечтой он и думать забыл, что объект его одержимости не только символ Дикого Запада и столь им желанной утрированной мужественности он нарядился в кожу, содранную с другого существа и утратил приметы человечности.


"Оленья кожа". Кадр предоставлен прокатчиком.


Елена Громова

 


 

Рекомендуем

«По млечному пути». Эмир Кустурица
Джеймс Джойс. Один день из жизни маленьких людей
Кино. Классика. "Благословите женщину"
Истина на дне бокала
«Импровизационный БАТЛ. Дети»
Кино. Премьера. "Дэдпул"
Непристойный Пьетро Аретино
Александр Годунов: путь к славе или шаг в никуда
Стив Пембертон и Рис Ширсмит: джентльмены из девятого номера
Белое золото китайских императоров. Из коллекции Кирилла Козина