Партнеры Живи добром

Классика в моде: от античности до наших дней



Во все времена мода отличалась разнообразием и динамикой развития. И, тем не менее, в ней оставались устойчивые элементы, дошедшие до нас со времен древнего мира и получившие новую интерпретацию. 


На протяжении всей истории Европы происходило заимствование культурного опыта предшественников. Можно назвать значительное число предметов гардероба, известных нам с античных времен. Одежда отличается количеством изменений, которые ей пришлось «пережить», прежде чем стать частью нашего ежедневного костюма. Например, сандалии сохранили свою внешнюю форму и декоративные черты без значительной трансформации. 


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней




Нагляднее всего проследить становление платьями рубашки-шемизу (камизу) и туники, известной с давних времен. Форма и длина изменялись в зависимости от эстетических и моральных устоев времени. Так, в античности почитался культ здорового, развитого тела, и открытая одежда служила для подчеркивания его красоты. В последующие века количество уходящей на платье ткани увеличивается, фасоны становятся более строгими, скрывающим фигуру. Варьируется размер и форма декольте, длина и «раздутость» рукавов. И только в XX веке возвращаются открытые платья, а также свободная и укороченная туника. 


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней


Тенденция копирования в моде началась со времен Древнего Рима, вобравшего в себя не только религиозно-мифологические и политические идеи античной Греции, но и стиль в одежде. 

Стоит обратить особое внимание на тунику и шемизу (камизу). Туника – это рубаха (чаще всего нижняя, заменявшая белье) из шерсти с короткими рукавами или без них. Самый упрощенный вариант являлся прямоугольником ткани, в центре которого делалось отверстие для головы. Ткань ложилась на плечи и подшивалась по бокам. Камиза – нижняя одежда наподобие туники, но уже с длинными рукавами, получает широкое распространение в период Средневековья. 

Начало копирования костюма положено Римом. Широко использовавшаяся в то время туника обладает множественными сходствами с греческим хитоном. Из Рима традиция переходит в Византию. В костюм, подчиняясь церковной морали, добавляются верхние накидки, плащи. Одежда включает в себя, помимо византийских, восточные мотивы и христианскую символику, перестает подчеркивать силуэт женщины, напротив, скрадывая его. 

В XIV веке туника становится преимущественно женской одеждой, а с периода раннего средневековья, скопировав стиль византийского костюма, принимает вид длинного закрытого платья. Одно платье при этом надевалось поверх другого, было сшито из более грубого материала и богато украшено, если дама принадлежала к привилегированному сословию. С XVI века входит в обиход корсет, делая талию неестественно тонкой. Он придавал фигуре коническую форму. Материал используется более жесткий. Распорки, корсет и фижмы (каркасы-обручи, крепящиеся под юбкой и придающие ей объем) удерживали форму платья. Мода на измененный женский силуэт продержалась до начала XIX столетия, тогда на первую треть века ее вытеснили платья, напоминавшие прихваченные под грудью античные рубашки-шемизы. С первой трети этого же века платье продолжает множество раз изменяться. Развитие костюма движется по кругу, возвращается корсет, зауженная талия. Женская одежда XX столетия включает в себя множество разноплановых фасонов, часть из которых отличается более свободным покроем. В настоящее время в платьях модных домов узнается повседневная одежда Древнего Рима - рубашки-шемизы и туники. Нередко они сделаны из легких природных материалов и украшены цветочным принтом. Однако, в отличие от оригинала, их можно носить в качестве самодостаточной одежды, а не нижней детали костюма. Некоторые модели, в зависимости от длины, можно комбинировать с брюками и легинсами, добавляя образу женственности с помощью пояса. 


Классика в моде: от античности до наших днейКлассика в моде: от античности до наших дней


Еще один элемент нашего повседневного гардероба - рубашка. Она также прошла долгий путь от античности до XXI века. От шемизы (камизы) до базовой детали костюма современных мужчин и женщин. Универсальность делает ее подходящей как для торжественных и деловых мероприятий, так и для ежедневного ношения. 


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней


В мужском костюме рубашка всегда оставалась одним из самых востребованных элементов. Менялись фасоны, поверх нее надевались различные верхние накидки. И только примерно к концу XVII века в Англии она начинает приобретать наболее приближенный к современному виду. 

С конца XIX – начала XX века рубашка входит в повседневный гардероб и у женщин. Ее фасон становится менее вычурным и более подходящим для практических нужд и работы. Она окончательно принимает знакомый каждому из нас вид. 


Классика в моде: от античности до наших дней



Если в начале и середине XX века функциональная роль рубашки сводилась к рабочему дресс-коду, то уже к концу столетия и началу следующего века ее надевают по любому поводу. Дизайнеры модных домов стараются придать ей менее официальный вид. В некоторых женских вариантах добавляются различные детали, вроде острых воротников, ажурных вставок, фасон делают приталенным или свободным. 

Например, показ известного бренда Valentino на Нью-Йоркской неделе моды: коллекция весна-лето 2018.


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней



Мода отражает не только настроение эпохи, но и способна сохранять те тенденции предшественников, благодаря которым можно и продемонстрировать свою преемственность в культурном плане, и раскрыть хорошо знакомые детали в новом ключе. А выбор подходящих материалов и идейных посылок поможет придать краски даже самым известным и приевшимся вещам. 



Валентина Овчинникова




 

Рекомендуем

Поколение джинсов ("Заложники" реж. Резо Гигинеишвили)
Двойная жизнь инкассатора («Гнев человеческий», реж. Гай Ричи)
Утро начинается с... Музея Кофе
Адриано Челентано "Второй после Папы Римского"
Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)
Три российских сериала, за которые не стыдно
Программа «Карамзинская неделя»
К 100-летию БДТ
Самые продаваемые альбомы в истории музыки
Выставка. Инструкция по применению