Партнеры Живи добром

Разбирая Вуди. "Мужья и жены" в постановке Константина Богомолова в МХТ им. Чехова


Пожалуй, один из самых неоднозначных режиссеров российской театральной сцены сегодня – Константин Богомолов. Его ругают и хвалят одновременно и с максимальной амплитудой. Им восторгаются и на него пишут заявления в прокуратуру. Его защищают актеры, и ненавидят они же. Приглашают со спектаклями в самые знаковые театры и запрещают даже упоминать в большинстве театральных вузов.

Что же за черт это такой в табакерке? Провокатор, мудрец, реформатор, или скандалист, тонко играющий на человеческих слабостях?

Прослывший этаким рефлексирующим невротиком, ставящим незаконченные произведения, несущие «отрицательную» энергию, или что еще банальнее – бизнесменом. Константин Богомолов, вместе с тем, поражает нас удивительной нежностью в Чеховской «Чайке», классическим минимализмом и точностью художника-графика в «Волках и Овцах» А.Н.Островского, великим состраданием и высочайшим уровнем актерской игры  в «Вие» Н.В. Гоголя. Незамеченный ни в одном неидеалистическом скандале, бесстрастно выслушивающий "хулу и хвалу" как от критиков, так и со стороны старших товарищей, учащий своих актеров обходиться без аплодисментов, мечтающий научить их читать стихи душой, а не речитативом. Ученик Андрея Гончарова, он, все же, считает провокацию адекватным сегодняшнему обществу потребления и гордыни механизмом противоядия.


Мужья и жены Богомолова МХТ


Режиссер спокойно демонстрирует свое право «давать» не только прекрасное, но и усиливать противоположные грани человеческой природы, разговаривая со зрителем на знакомом ему языке. Уважая того настолько, что выбивая привычную почву из-под ног, мастер, веря в своего ученика, оставляет его наедине с собой. И дает, тем самым, возможность встрепенуться, разволноваться, задуматься.

«Доколе», –  возмущаются театральные критики, – «воспитываться общество будет в нравственном упадке???! (Разгула РПЦ, полиции, олигархической тусовки)». А виноват во всем понятно кто – Константин Юрьевич. Потому что так не хочется отвечать на вопрос: что же нашел в этом самоуверенном «князе» с красивыми глазами и Олег Павлович Табаков и целая плеяда других блистательных артистов и режиссеров? 

«Всем места хватит», –  успокаивает их маэстро. И добавляет: «Давайте работать».

«Давайте», - соглашаемся мы. И идем смотреть новую постановку режиссера «Мужья и жены» в МХТ им. Чехова на предпремьерный показ, спектакль, поставленный по сценарию одноименного фильма Вуди Аллена, с «помпой» стартовавший на московской сцене в июне.


Мужья и жены Богомолов МХТ


Отличаются «Мужья и жены» от предыдущих работ Богомолова, пожалуй, всем. Что уже заслуживает самой высокой оценки и благодарности. В этом спектакле Константин Богомолов предстал перед зрителями не просто профессионалом и образованным, чувствующим, прекрасно владеющим ремеслом режиссёром. И уже отнюдь не провокатором, талантливым мальчишкой, спорящим с самими "богами", бунтарем, учеником хоть и любимым, но все-таки чужим. Но утонченным интеллектуалом. Взрослым и мудрым. Не копией Аллена, но его другом, который стремится передать в картине суть, рисуя собственный узор оттенков и дополняя основу всего лишь одной единственной нотой.

Вообще, атмосфера спектакля –  это, безусловно, диалог двух художников: циничного математика Аллена и романтичного принца Богомолова. И в нем много иронии. Сколько и грусти, и вкуса, и стиля. Эстетики черно-белого, как в шахматной точности построения, так и в тенях и полутенях интонаций, юмора, выводов, трогательной искренности артистов.

Не пытающийся что-то кому-то доказывать и объяснять, Константин Богомолов теперь улыбается и молчит. И кажется, ощущает себя довольно тесно в пространстве сцены. Во время спектакля говорит из зала и снова выводит на сцену экран. Кто знает, возможно, ещё один шаг и скоро мы начнём обсуждать уже новое кино режиссера? А впрочем, неважно.

"Мужья и жены" –  это очень честная работа. Поклонники фильма будут в восторге.


Наталья Коршунова


 

Рекомендуем

Герой нашего времени ("Дуэлянт" реж. Алексей Мизгирёв)
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Хеди Ламарр. Красота и интеллект
«Вам не видать таких сражений»: панорама Франца Рубо «Бородинская битва»
Джоан Сазерленд, австралийская оперная певица
Юные дизайнеры «Поколения М» представят свои коллекции на главном подиуме страны
Ослам тут не место («История Дэвида Копперфилда», реж. Армандо Иануччи)
Пасхальный цикл занятий. Творим праздник вместе
Анатолий Алексин человек с добрыми глазами
Что? Где? Когда? - Календарь культурных событий. Июль