Партнеры Живи добром

Давайте жить дружно! («Близкие» реж. Ксения Зуева)


"Близкие"

14 декабря вышла в прокат семейная драма «Близкие» – претенциозная фестивальная картина Ксении Зуевой, участвовавшая в конкурсной программе Кинотавра-2017. Брат-близнец гениальной «Нелюбви» Андрея Звягинцева, этот фильм представляет собой ее низкокачественную и абсолютно ненужную копию, оставляющую после просмотра лишь крайне неприятный осадок.

Окраина Москвы. Полноценная среднестатистическая семья: работающие родители, два ребенка-старшеклассника и болящая 86-летняя бабушка. Ничто не мешает развитию благоприятных семейных отношений и культивированию теплой атмосферы взаимопонимания и любви в доме. Вот только отец семейства ненавидит свою депрессивную жену и жалеет о годах, проведенных с ней; она, в свою очередь, за 20 лет супружеской жизни практически потеряла человеческий облик: стала жестокой, бесчувственной, гневливой и апатичной. О детях можно сказать примерно то же самое: не желающие возвращаться домой, бунтующие против тирана-матери и глубоко одинокие, они не знают, куда идти, к чему стремиться и на кого ровняться. Единственный луч света в этом звенящем от напряжения темном царстве – это бабушка, не выходящая из дома уже больше года и вынужденная быть свидетельницей всех нелицеприятных семейных коллизий, без которых не проходит ни одного дня. Но в один прекрасный (вернее, ужасный) день, после очередной драки между внучкой и дочерью, она решает уйти. Уйти навсегда и больше не мучить никого своим молчаливым присутствием.

Несмотря на важную тематику и нравоучительный посыл, драма «Близкие» выводит на первый план вовсе не проблемное, предупредительное содержание, а грязную подноготную семейной жизни и низменную природу человека. В концентрированном виде «Близкие» выливают на зрителей всю ту «чернуху», что скрывается за окнами и дверьми квартир, и о которой люди обычно не говорят. Тем не менее, данное зрелище отнюдь не заставляет задуматься о собственной семье, своих необдуманных поступках и «нелюбви», главная причина которой – ты сам. «Близкие» лишь с нелепой безмерностью показывают все самое гадкое и мерзостное, на что способен человек в обыденной жизни.

Нельзя не отметить невероятное сходство фильма Ксении Зуевой с великолепной картиной Звягинцева «Нелюбовь», содержание которой практически идентично. Та же разваливающаяся семья, те же одинокие дети, не терпящие своих детей родители. Но в «Нелюбви», несмотря на пессимистичную (в отличие от «Близких») концовку, все это преподнесено в более сдержанной и кинематографичной манере. Драма Зуевой же и по наполнению, и по художественному исполнению намного более резкая, грубая, топорная, и в некоторой степени полудокументальная, что не придает ей лоска и фактуры, а наоборот, лишает всех достоинств, на которые она могла рассчитывать.

К сожалению, этот фильм, с такой актуальной во все времена проблематикой и предполагаемо важным посылом, оказался не правдивым слепком с нашей действительности, а неприятным представлением анатомического театра, с вскрытием и последующей противоестественной трапезой.

"Близкие"
Иван Дмитриев
 

 

Рекомендуем

Монстры на острове («Конг: Остров черепа», реж. Джордан Вогт-Робертс)
Альфред Хичкок. Кино как кусок пирога
Нона Мордюкова. Играла, как жила
«На Дону Бога нет» («Дорогие товарищи!», реж. Андрей Кончаловский)
FollowTheFabrika. Четвёртый этап
Пол Ньюман. Провал не остановил его
Марина Неёлова: «Меня везде бросают, я везде несчастная!»
Цветы жизни против ведьм («Ведьмы», реж. Роберт Земекис)
67-й Берлинский кинофестиваль
«Жанна» Юбилейная выставка Жанны Мелконян