Татьяна Самойлова: «Я – счастливый человек»
Для поклонников творчества Татьяны Самойловой 4 мая одновременно радостная и грустная дата: в этот день в 1934г. в семье актера Евгения Самойлова родилась дочь Таня, а спустя 80 лет в день своего рождения уже Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РФ скончалась в Москве.
В последние годы об актрисе ходило много слухов: писали, что Самойлова сошла с ума и пыталась покончить собой, социальные службы сообщали о пропаже нищенствующей артистки. Неоднократно телеканалы снимали фильмы о великой актрисе, чья игра в «Летят журавли» принесла СССР единственную «Золотую пальмовую ветвь», якобы желая собрать денег для одинокой Татьяны Самойловой. У близких же подобные фильмы вызывали негодование: бывший муж Сол Шульман сказал в интервью для «Радио Свобода»:
«Было ли в истории мирового кинематографа что-либо похожее на судьбу Татьяны Самойловой, принесшей нашей стране мировую актерскую славу? Можете ли вы представить себе Грету Гарбо, Вивьен Ли или Одри Хепбёрн в этом положении?! Что ж мы за страна?!.. На каком моральном уровне мы находимся!?.. Кто дал право копаться в личных судьбах людей!? Попробовали бы эти "творцы пера и экрана" покопаться в личной жизни кого-нибудь из "сильных мира сего" – сколько абортов сделала его жена или любовница?.. А с больной беззащитной женщиной это безопасно…»
Саму актрису подобная «галиматья» (из интервью для Комсомольской правды) сильно обижала; Самойлова понимала плачевность своего положения, которое, впрочем, не отличалось от жизни многих других российских пенсионеров, и стойко переносила все трудности, неоднократно заявляла: «Нет, что ни говори, я - счастливый человек». У актрисы были любимые сын и внучка, ее по-прежнему узнавали на улице, а ведь это было ее детской мечтой: «Я хочу, как и ты (как отец, который был примером для Татьяны. прим. автора), сняться в кино, а потом идти по улице и со всеми здороваться». К тому же, несмотря на долгий перерыв в работе, который сама Самойлова объясняла тем, что ей нужно было растить сына, а семья для нее была важнее карьеры, судьба подарила актрисе роли в легендарных фильмах «Летят журавли» и «Анна Каренина».
В 1957г. Татьяна Самойлова снялась в картине М. Калатозова «Летят журавли», которую критики встретили весьма прохладно, а Хрущев, посмотрев фильм на даче, сказал про Веронику-героиню Самойловой: «Лохматая шлюха! Шлюха, не иначе!» Впрочем, его слова юной актрисе не передали, так как этот фильм был ей дорог, Веронику актриса, в семье которой погибли во время войны почти все, пыталась оправдать: «Веронику я восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире...»
Иначе фильм встретили на Каннском фестивале: Самойлову наградили «Апельсиновым деревом» как «Самую скромную и очаровательную актрису». Там же артистка познакомилась с Пабло Пикассо, который написал ее портрет, но не подарил, оставил себе на память. Самойлова вспоминала как высоко художник оценил ее игру в «Летят журавли»: «Сегодня вы идете по тротуару и никто вас не знает. А завтра - вы звезда и едете в звездной машине в звездный город».
В Париже Татьяна Самойлова тоже стала лауреатом, в ее честь посадили мандариновые и апельсиновые деревья, плоды с которых присылали актрисе до самой смерти. После Франции Самойлову приглашали в США сниматься в «Анне Карениной» с Жераром Филиппом. И хотя артистка грезила о возможности поработать с великим актером, советская «верхушка» была против. "Они обыскивали мои чемоданы, - вспоминала актриса спустя годы, - прямо при мне разрывали их, перебирали одежду - проверяли, не собираюсь ли я остаться. А пойди я им наперекор - моя судьба могла бы сложиться совсем иначе…"
Еще во время съемок «Летят журавли» Самойлова сильно болела, в перерывах ей делали уколы, но актриса хотела закончить работу несмотря ни на что. Артистку положили в больницу; ее было не узнать: потухший взгляд, полная апатия. К ней приезжал муж В. Лановой, который был ее первой любовью. «Больше ничего не хочется», - простонала Таня и они долго рыдали вместе. Потом Лановой уехал на съемки в Китай.
Самойловой же долго роли не давали. Наконец, после долгих лет забвенья, в 1967г. судьба подарила актрисе еще один звездный час - роль Анны Карениной. Самойлова была счастлива работать с режиссером Александром Зархи и Василием Лановым, возможно, так же, как когда они были совсем молоды и любили друг друга. По-прежнему советские критики отнеслись к работе Самойловой с недоверием: как она, с ее раскосыми глазами могла сыграть русскую красавицу. Иностранная пресса же увидела в ней тоже, что и режиссер: «пленительное своеобразие и загадочность, которые были в Анне».
Так же в 60-ых актриса снялась в венгерском фильме «Альба Регия» в роли русской радистки. Для съемок Самойлова выучила венгерский, а также много общалась со своим прототипом: «Внешне мы были совершенно не похожи. Мне было интересно говорить с ней, слушать ее. Трогали ее чистота, вера. Я представила себе, как ей было невыносимо трудно сохранить свою душу в тех жутких обстоятельствах, когда смерть все время рядом с тобой. И еще важно было рассказать, как женщина остается Женщиной несмотря ни на что».
В последние годы Самойлова снималась мало: современное кино ей было чуждо и непонятно. Актриса играла в театре, была почетным гостем на Каннском фестивале.
Вот уже год, как нет больше Татьяны Самойловой, но ее обаяние, загадочная красота, балетные стать и грация, уникальный талант навсегда остались запечатлены на кинопленке и в сердцах поклонников.
Рита Бережная
|
Рекомендуем |